«Шведское счастье» или история о том, как академическая мобильность может изменить жизнь.
Швеция – прекрасная скандинавская страна, известная благодаря высокому уровню жизни и бережному отношению к экологической обстановке. Неудивительно, что многие студенты хотят получить опыт обучения в рамках программы академической мобильностиименно в этом месте.Сегодня с нами поговорила Марина Маслякова, побывавшая в Уппсале. Шведский язык, трудности в учебе и социализация в новом коллективе – обо всем этом читайте в интервью! Не забывайте делиться статьей с друзьями!
О самом важном. Учеба
Много времени уходит на учебу? Сколько часов в неделю ты училась?
Мой опыт обучения достаточно сильно отличается от других студентов по мобильности и студентов местного бакалавриата. У меня было 5 предметов за один семестр, вместе они весили 30 кредитов, тогда как у большинства студентов на это же количество приходилось только 2-3 предмета. Это произошло из-за того, что я хотела изучать шведский язык в дополнение к основной программе. Также на некоторые из «тяжелых» по кредитам магистерских курсов мне не хватило места, поэтому пришлось добирать необходимое количество зачетных единиц большим количеством предметов.
В целом, на учебу уходило примерно 35-40 часов в неделю в зависимости от количества пар и домашних заданий. В самом начале, в течение января и февраля, было очень много учебы, нужно было выполнять задания буквально каждый день, а на домашнюю работу уходили все выходные. Весной стало легче, в это время в Швеции много праздников, сопровождающихся длинными выходными, к этому моменту я уже привыкла к темпу учебы.
Что самое трудное в учебе? Какие отличия от учебы в России?
Для меня самой трудной частью стала адаптация к лекциям на английском языке, причем на некоторых предметах занятия длились 3 часа, что, конечно, тоже давалось нелегко. Но тяжело было только на первых неделях, в феврале иностранный язык уже не вызывал проблем, было комфортно и на лекциях, и на семинарах.
Отличий от Вышки было довольно много, к ним тоже нужно было привыкнуть. Например, объём самостоятельной работы в Уппсале намного больше, на одно домашнее задание могло уходить 3-4 дня. Также было много проектных работ, как по профильным предметам, так и по шведскому языку. Система оценивания, где экзамен весит 100% от итоговой оценки, показалась очень неудобной и непривычной после трех лет обучения в Вышке. Промежуточные элементы контроля также присутствовали в большом количестве, но они были нужны только в качестве допуска.
Чем отличается менталитет студентов, сами студенты в вашем вузе от наших?
На трёх курсах из пяти я училась вместе со студентами из разных стран: Бельгии, Индии, Германии, Америки, Канады. Менталитет каждого, конечно, зависит от особенностей определенной страны, но можно выделить одно общее для всех качество – более «легкое» отношение к учебному процессу. Большинство моих знакомых не так сильно переживали из-за оценок и дедлайнов, как я.
Больше могу рассказать о местных студентах. Из-за того, что обучение для всех шведов в местных университетах бесплатное, а поступить гораздо проще, чем в России, они меньше переживают из-за учебы. Несдача экзамена не станет трагедией, а большую часть учеников вполне устроит минимальная оценка за курс, люди могут спокойно поменять направление учебы. В то же время, для большинства главная цель – это образование в университете, поэтому совмещать его с работой не принято. По менталитету местные отличаются от российских студентов гораздо более спокойным ритмом жизни, планы на будущее они строят максимум на год вперед.
Адаптация
Есть свободное время? Может, появились новые увлечения? Будешь продолжать ими заниматься уже в Москве?
Весной появилось больше свободного времени, погода стала более солечной. В это время я много гуляла по Уппсале, исследуя город, а также съездила в два путешествия по Европе. Мне нравились пешие прогулки с новыми знакомыми, практически каждый раз мы находили какое-нибудь новое место. В Швеции велосипед – самый удобный и дешевый вид транспорта. Когда снега уже почти не было, я начала много ездить на нем по Уппсале, заезжала в ближайшие маленькие деревни. Не знаю, можно ли назвать это увлечением, но я очень полюбила готовить за то время, пока училась на программе мобильности. Особенно интересно было обсуждать традиционную еду с соседями из Индии, Мексики, Швеции и Франции. Иногда мы готовили друг для друга, поэтому сейчас у меня есть несколько рецептов из разных кухонь мира.
Также мне понравился курс шведского языка, в свободное время я занималась онлайн и разбирала упражнения с друзьями. Теперь хочу найти курсы в Москве, чтобы было больше разговорной практики.
На какие моменты ты особенно обратила внимание во время жизни в Швеции, хотя ранее о них не задумывалась? Может быть, есть какие-то лайфхаки и фишки?
Если говорить именно об учебе и о жизни в Швеции, то я собрала несколько важных моментов:
- Для велосипеда нужно купить металлическую цепь – с обычным замком считается, что ты его совсем не пристегнул. Мой украли через полтора месяца после покупки :))
- Я бы посоветовала взять курс шведского языка, он бесплатный в университете. Помимо изучения языка, это хороший способ больше узнать о культуре страны, познакомиться со студентами из других стран. А самые базовые слова пригодятся буквально везде, так как перевода на английский нет ни в магазинах, ни в транспорте.
- Смотрите, какие продукты покупают местные. Во-первых, возможно, вы это ещё не пробовали, и вам понравится что-то новое. Во-вторых, часто такая продукция – более дешевый вариант того, к чему вы привыкли дома.
- В целом, на любой программе академической мобильности, если вы живете в общежитии с несколькими соседями – общайтесь с ними, играйте в настольные игры, ходите гулять.
Как ты добиралась до места учебы?
Пока стояла холодная погода и дороги были в снегу, я ездила на автобусе: в зависимости от корпуса университета дорога занимала 10-20 минут. С приходом весны больше ходила пешком, ездила на велосипеде или электросамокате. Было удобно, что на них путь занимал столько же времени, сколько на общественном транспорте, а иногда велосипед оказывался даже быстрее.
Материальная сторона вопроса
Университет давал общежитие? Платно/бесплатно? Если нет, то где ты жила?
Я получила общежитие от университета, есть порядка 10 корпусов, некоторые из которых довольно популярны среди студентов. Я жила в общежитии Флогста, оно находится в примерно 10 минутах от центра, если добираться на велосипеде, для меня также было важно, что там всегда находилось большое количество людей. За 4500 крон в месяц, что примерно равно 25 тысячам рублей, ты получаешь 11 соседей в коридоре, с которыми делишь гостиную и кухню, а также собственную комнату с ванной. В эту цену входит всё: интернет, вода, отопление, прачечная.
Смогла ли ты получить грант/стипендию? Знаешь ли ты о такой возможности, можешь поделиться?
Стипендию я не получила, для этого университета была только одна возможность – Эндаумент Вышки. Не знаю, по каким критериям отбирают стипендиатов, но попробовать, конечно стоит.
Какой бюджет необходим на такую поездку? Насколько отличаются цены от московских?
Я планировала бюджет, исходя из суммы 7500-8000 крон(45.000 рублей) в месяц, куда входили все-все траты. Это не прожиточный минимум, но и не те деньги, которых хватит на большое количество поездок и походов по ресторанам. Выше я упоминала, сколько примерно стоит общежитие, на еду уходило около 2000 крон(11.000 рублей) в месяц. Зависит от продуктов, но можно ни в чем себе не отказывать, всегда получается найти альтернативу. Например, здесь довольно дешевая рыба, но достаточно дорогое мясо. Общественный транспорт также нельзя назвать бюджетным – проездной стоит 600 крон(3.000 рублей) в месяц, один билет 33 кроны(200 рублей). На мой взгляд, лучше за эту же стоимость купить велосипед.
Кафе, кофейни, рестораны в 2-3 раза дороже московских, такая же ситуация с книжными, а цены в магазинах одежды примерно такие же, как в России.
Ощущения, впечатления и советы
Каковы твои ощущения после? Понравилось/не понравилось, рекомендуешь ли?
Отвечая на вопросы, я еще нахожусь на мобильности, но точно могу сказать, что эти полгода дали мне очень важный и неповторимый опыт, который включает в себя не только новые впечатления, знакомства и общение на иностранном языке. В течение всего времени поездки я чувствовала себя абсолютно автономно, но и со многими проблемами, соответственно, приходилось справляться самостоятельно.
Было полезно посмотреть на другой университет, на то, как здесь учатся студенты, и безумно интересно узнать чуть больше о чужой стране и местном населении. Думаю, такой опыт самостоятельной жизни в непривычной среде будет очень полезен каждому, особенно если собираетесь в магистратуру за границей после бакалавриата.
Помимо всего прочего, на мои впечатления от поездки повлияла личная история. Как говорят некоторые мои друзья, тут я нашла «шведское счастье»: на программе мобильности я встретила моего молодого человека. Он был моим соседом, что удивительно, так как он швед, а это общежитие чаще предоставляется студентам из других стран. Эта история – скорее случайное совпадение, чем правило, я не знаю, где бы ещё мы встретились. Теперь некоторые мои планы связаны и со Швецией, о чем я совсем не думала, когда приезжала в январе.
Повлияло ли это на желание развиваться в той или иной области? (Наука/индустрия, биоинформатика/клеточная биология/т.п.)
С областью образования и работы, которую я буду изучать в дальнейшем, я определилась еще до мобильности. Но один из магистерских курсов показал мои недостатки в знаниях на данном этапе и то, на чем мне стоит сосредоточиться больше. Наверное, здесь я задумалась о будущей работе в науке, хотелось бы посвятить этому время, возможно, во время магистратуры.
Что посоветуешь тем, кто только думает о мобильности? Как подготовиться к ней?
Я бы рекомендовала ехать не раньше 3 курса, чем позже, тем лучше. По моему опыту наиболее важно подготовиться морально: осознать, что несколько месяцев будешь жить с совершенно другими людьми, будет много непривычного. Не стоит сильно переживать из-за языка, на котором будете учиться и общаться, языковой барьер – обычная вещь для всех, но он проходит через 2-3 недели общения.
Так что, советую всем, у кого есть возможность и желание, выбрать свою цель в программах мобильности и добраться до неё.
Что было самым сложным за весь период мобильности?
Периодически возникающие чувство одиночества, особенно в начале. Когда я только приехала, в первые дни, у меня было прекрасное настроение, желание увидеть всё и сразу. Через дней десять резко почувствовала, что здесь у меня нет никого, с кем я могла бы пойти погулять или просто поговорить как обычно. Грустных мыслей прибавляло еще сильное различие моей жизни и жизни друзей на том этапе. Только через месяц или полтора я нашла себе несколько людей, преимущественно из моих соседей по коридору, с которыми мы очень классно проводили время эти несколько месяцев.
Такой период, видимо, нужно просто пережить, и не забывать поддерживать контакт с теми, кто остался дома.
Интервью организовал Иван Антипенко
Над редакцией работала Анастасия Косарева
Все фотографии: личный архив Марины Масляковой.