Желание танцевать важнее природных данных
В Высшей школе экономики работают несколько десятков разнообразных студий для студентов. Одна из старейших — студия танца «Танцевальная Компания Соны Овсепян», работающая в Вышке с 2007 года. Корреспонденты новостной службы ВШЭ посетили мастер-класс по джаз-модерну — одному из танцевальных направлений, которым учат в студии, и узнали у студентов, можно ли совмещать учебу и хобби и какие перспективы открываются перед танцорами.
Руководитель студии Сона Овсепян называет коллектив «большим деревом со своими ветками развития». Одна «ветка» — это любительские группы, в которых занимаются студенты Вышки. Там преподают джаз-модерн, хип-хоп и степ. В группы берут всех желающих.
«Для того чтобы успешно танцевать, конечно, важны некоторые природные данные, пластика тела, координация, чувство ритма, но намного важнее — желание и серьезное отношение к делу, которым ты занимаешься, — говорит Сона Овсепян. — При сильном желании научиться танцевать — все получится. Ко мне приходят студенты, не танцевавшие никогда, а потом выдают такой результат, которого никто и не ожидал. Сейчас мы готовим танцевальные группы к фестивалю студенческого творчества «Фестос», который будет проходить в апреле этого года. Представлять Вышку на фестивале будут как раз те ребята, которые пришли ко мне в сентябре ничего не умея, а сейчас уже танцуют. Два человека из Лицея НИУ ВШЭ готовятся к выступлению на Чемпионате России по степу».
Если хип-хоп и степ — названия, которые у всех на слуху, то джаз-модерн далеким от танцев людям известен меньше. Это направление зародилось в конце XIX – начале XX века в США и Германии. Основной принцип танца — отказ от канонов, воплощение новых тем и человеческих чувств танцевально-пластическими средствами.
«В танцевальную студию я пришел в ноябре прошлого года, до этого в далеком детстве занимался бальными танцами, — рассказывает студент 3 курса образовательной программы «Компьютерная безопасность» МИЭМ НИУ ВШЭ Евгений Потапов, который учится джаз-модерну в студии Соны. — А потом случился почти десятилетний перерыв. Конечно, джаз-модерн совсем не похож по своему стилю и характеру на бальные танцы. Здесь совсем другая постановка ног и корпуса. В бальных танцах тебе приходиться держать спину прямо, словно карандаш, а в джаз-модерне тело может вращаться подобно змее».
«В коллективе у Соны я танцую всего год, до этого пробовала много разных направлений. В джаз-модерне мне нравится, что большое внимание уделяется гибкости тела, через танец мы учимся выражать разные состояния и человеческие эмоции», — говорит Анастасия Бурзак, студентка образовательной программы «История искусств» НИУ ВШЭ. А Дарье Савон (программа «Реклама и связи с общественностью») выражение эмоций через танец как раз дается пока сложнее всего. «Больше всего мне нравится, что нам дают здесь не только какие-то танцевальные основы, но и интересные трюки, движения из разных танцевальных стилей, большое внимание уделяется импровизации. Честно говоря, для меня это самое сложное. Движения я запоминаю легко, а вот рассказывать через танец свои личные истории — определенный вызов самой себе», — говорит она.
Именно из любительской группы по джаз-модерну вырастает вторая большая ветка «Танцевальной компании Соны Овсепян» — профессиональная труппа, среди солисток в ней сейчас четыре студентки Вышки (Полина Тихонова, Анастасия Торбеева, Екатерина Чернова, Екатерина Рубцова).
Балет «Вкус граната». Отрывок
«В арсенале труппы несколько танцевальных спектаклей, — рассказывает Сона Овсепян. — Осенью 2014 года труппа выступала в Париже с постановкой «Голос человеческий» по мелодраме Жана Кокто. В прошлом году на сцене «Театра Луны» в одноактном балете «Вкус граната» мы рассказали зрителям историю заблудшего человечества, оторвавшегося от своих корней. В сотрудничестве с известным аккордеонистом Арсением Строковским поразмышляли над тайнами женственности в спектакле “Черная женственность” и завоевали гран-при фестиваля «Ключи»».
В конце марта в студии преподаватели из Нью-Йорка дали для студентов несколько бесплатных мастер-классов.
«Это совместный проект с американским посольством, который мы начали в нынешнем году, — говорит Сона. — Один из важных пунктов развития для любого танцора, на мой взгляд, — иметь возможность перенимать опыт у разных мастеров, впитывать в себя различные стили и танцевальные направления. Когда я начинала, помню, что лет пять очень интенсивно посещала мастер-классы, брала индивидуальные занятия у педагогов из Европы и Америки. А теперь такая возможность есть и у студентов. И это замечательно, потому что расширяет их танцевальный кругозор».
Можно ли серьезно заниматься танцами и успевать учиться?
«Вопрос, как совмещать танец и учебу, не должен возникать в принципе, — уверена Анастасия Бурзак. — Потому что тогда вряд ли человек будет готов тратить свое свободное время — время отдыха — на танец. Я очень люблю танцевать, это большой труд, но и огромная радость». Дарья Савон также уверена, что совмещать танцы и учебу вполне реально. «Некоторые трудности с совмещением учебы и танца, конечно, есть. Например, недавно мне пришлось отменить собеседование по стажировке, потому что у нас был мастер-класс. Но при большом желании всегда можно найти выход, что-то перенести, что-то сделать заранее. Танцы не мешают мне учиться», — говорит она.