• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лучшие преподаватели ВШЭ — об идеальном студенте

Лучшие преподаватели ВШЭ — об идеальном студенте

С 30 мая по 19 июня в Вышке проходят традиционные выборы лучших преподавателей. Узнать о том, как они будут проходить в этом году, можно здесь. А пока студенты размышляют, кому отдать свой голос, новостная служба ВШЭ спросила у преподавателей, уже получавших звание лучших, как, по их мнению, выглядит идеальный студент.

 

Алексей Барабашев, академический руководитель магистерской программы «Управление кадрами государственных организаций», лучший преподаватель 2013 и 2014 годов

Идеальный студент должен обладать критическим мышлением и не принимать на веру все, что ему рассказывает преподаватель. Но критическое мышление также не должно и перерастать в скепсис и отрицание ради отрицания. На мой взгляд, избежать этого поможет трудолюбие и любознательность. А доброжелательность поможет студенту не превратиться в мизантропа; высокие этические требования к самому себе и скромность — не впасть в грех исключительности.  

Хорошо, конечно, создать образ идеального студента, но в действительности таких исключительных личностей встретить не удается. Наверное, идеальный студент в реальном мире выжить не может.

 

Алексей Лось, академический руководитель образовательной программы «Компьютерная безопасность» МИЭМ НИУ ВШЭ, лучший преподаватель 2014 года

Идеальный студент — человек, который определился в выборе будущей профессии или хотя бы в направлении своей деятельности. Соответственно, он вполне представляет особенности своей будущей жизни и карьеры, и максимально стремится подготовиться к ним. Последнее включает тщательное освоение преподаваемых на аудиторных занятиях знаний, напряженную самостоятельную работу, активное участие в различных мероприятиях — научных, общественных, культурных, способствующих развитию полезных для выбранной деятельности компетенций. Иными словами, идеального студента не нужно уговаривать учиться, он сам стремится получать новые знания и навыки, участвует в научной и педагогической деятельности кафедры, МИЭМ и университета в целом.

Такие студенты у нас есть, по 1-2 на курсе. Точно утверждать, что все остальные с выбором не определились, наверное, нельзя, просто это не всегда проявляется. Определиться мы всячески помогаем, даем задачи, самостоятельные работы и прочее. У кого что лучше получается, то и стараемся развивать по мере возможности.

 

Сергей Польской, академический руководитель магистерской программы «Философия и история религии», лучший преподаватель 2015 года

Идеальный студент должен оправдывать этимологию своего имени: как известно, слово «студент» происходит от латинского глагола studeo, одним из значений которого является — стремиться, в данном случае, стремиться к знанию, добиваться истины, а отсюда уже следующие значения — «усердно изучать» и «прилежно работать» для достижения знания, поскольку путь к нему тернист и нелегок. Поэтому студент прежде всего должен любить то, к чему он стремится, он не обязан «все знать», но он должен обладать «жаждой знания». В этом смысле преподаватели и ученые так же остаются «вечными студентами», поскольку они понимают ограниченность своего знания, и всегда стремятся к получению новой достоверной информации. Соответственно, у «идеального студента» всегда должно быть больше вопросов, чем ответов, хотя бы потому что попытка сформулировать ответы всегда ведет к новым вопросам.

 

Лариса Манита, академический руководитель образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, лучший преподаватель 2013 и 2014 годов

Мне не очень нравится прилагательное «идеальный», тем более применительно к людям. Скорее я бы говорила о студентах, общение и работа с которыми приносит удовольствие.

Мне нравится работать со студентами, которые живо реагируют, проявляют заинтересованность, даже если то, чему ты их пытаешься научить, кажется им сейчас не очень понятным или полезным. Не люблю абсолютную тишину на практических занятиях, когда мы решаем задачи. Получаю большое удовольствие, когда возникает спор в аудитории, как нужно решать ту или иную задачу, и ребята сами, без моего участия, объясняя друг другу, находят верное решение.

Хороший студент не боится задавать вопросы, не боится сказать: «Я не понимаю», учится для того, чтобы узнать что-то новое или приобрести новый опыт, а не только ради желаемых баллов.

 

Илья Кирия, заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна, лучший преподаватель 2012 и 2014 годов

Идеальный студент понимает, зачем ему нужна та или иная работа, курс или знания. И это должно проявляться в сфокусированности на определенных вопросах и типах тем, которые его интересуют. Такой студент учится не ради оценки, а для того, чтобы создать что-то свое: свой проект, свою компанию, свою работу, свое исследование и так далее. И тогда оценка выполняет не просто роль кнута или пряника (системы поощрений), но является индикатором знаний такого студента. Ему хочется все время понимать, что он сделал не так, почему так произошло. Поэтому такому студенту всегда нужно объяснять, откуда взялась оценка, что не так в его проекте и по каким критериям он оценен. Идеальный студент будет гнаться не за рейтингом, апеллируя к формальным критериям, а за справедливостью и объяснениями.

Для идеального студента преподаватель является скорее наставником, помощником, а отнюдь не «преподавателем», отделенным от него формальной иерархией. Такой студент сможет спокойно обратиться к нему с просьбой помочь разобраться в себе, в своих целях, понять, что он по-настоящему хочет, что ему нужно, насколько это будет востребовано. Да, это отнимает время преподавателя, зато такое общение всегда бывает продуктивным для обоих, потому что вовлекает и преподавателя в решение не только задач его курса, но и проблем личностного роста самих студентов.