• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
03
Декабрь

О программе


«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием»

С. Д. Пуассон
 

Каждый, кто пытался поступить в хороший математический класс, знает о неуклонном росте спроса на такое образование. У этого явления много причин: сказывается и рост рождаемости на треть за последние 10 лет, и огромный престиж вузовских специальностей с сильной математической компонентой: экономика, финансы, информационные технологии.

Неудивительно, что и сильные педагоги-математики все более востребованы  как в роли преподавателей и руководителей ведущих школ, так и в роли высокооплачиваемых репетиторов.

И все же, хотя к моменту выпуска все больше молодых специалистов осознают привлекательность этой карьеры, она традиционно вызывает у них серьезные трудности. Дело в том, что выпускникам математических факультетов остро не хватает педагогических навыков, знакомства с административной и методической стороной школьного образования. А выпускникам педагогических ВУЗов не хватает знакомства с живой высшей математикой  теоретической и прикладной  чтобы адекватно приготовить одаренных детей к обучению в ведущих университетах.

Подготовка «универсального человека», обладающего как педагогическим, так и научным потенциалом для работы с талантливыми школьниками  задача новой совместной программы НИУ ВШЭ и ЦПМ (Центра педагогического мастерства Департамента образования г. Москвы).

ГАОУ «Центр Педагогического Мастерства» (Centre for Teacher Excellence) находится в непосредственном подчинении Департамента образования г. Москвы и является головным подразделением, курирующим практически все виды деятельности по работе с одаренными детьми, в том числе и по математике. Основные партнеры ЦПМ: Московский центр непрерывного математического образования (МЦМНО), Московская ассоциация учителей математики, Образовательный центр «Сириус», Оргкомитеты Всероссийской олимпиады и Московской олимпиады школьников, Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) и др.

Актуальность программы

В настоящий момент число учеников в младших классах заметно больше числа старшеклассников: например, в Москве в 2016 г. число первоклассников (102 тыс.) почти в два раза превысило число одиннадцатиклассников (53 тыс.). Это означает, что в перспективе социальный заказ на профессию учителя будет неуклонно возрастать.

С другой стороны, система оценивания столичных школ, выстроенная за последние годы Департаментом образования г. Москвы, порождает все более конкурентные требования к профессиональному уровню преподавателей. Соответственно, все больше школ серьезно работают на попадание в топ московского рейтинга, и готовы привлекать преподавателей высокого уровня на непривычно привлекательных условиях.

Содержание программы

На младших курсах студенты этой программы получают фундаментальное математическое образование в объеме классической программы математического факультета совместно со студентами бакалавриата «Математика» (по этой ссылке можно ознакомиться с деталями программы). На старших курсах студенты уделяют больше внимания педагогическому мастерству, образовательному менеджменту, психологии и другим аспектам работы со школьниками, а также могут включать в индивидуальный учебный план продвинутые курсы факультета математики и других факультетов НИУ ВШЭ: от топологии и алгебраической геометрии до физики, экономики и computer science.

Помимо основной специальности, на 2-3 курсе каждый студент выбирает себе майнор, т.е. возможность получить на любом факультете ВШЭ вторую специальность с занесением в диплом.

Карьерные перспективы

Перед выпускниками программы открываются широкие перспективы:

  • Можно начать академическую карьеру.
    Если на старших курсах Вы включите в индивидуальный учебный план продвинутые математические дисциплины и выберете в качестве темы диплома исследовательскую работу, то, как и многие выпускники нашей программы «Математика», сможете продолжить обучение в ведущих магистратурах и аспирантурах российских и зарубежных ВУЗов, таких как ВШЭ, Гарвард, Принстон, MIT и других.
  • Можно начать работу или продолжить обучение почти в любой прикладной области.
    Как показывает пример выпускников программы «Математика», креативность и «тренированные мозги», которыми славятся математики, востребованы повсюду. Вторая специальность (майнор) и возможность включать курсы других факультетов ВШЭ в индивидуальный учебный план будут способствовать быстрому старту в выбранном Вами новом направлении.
  • Можно продолжить подготовку к карьере в математическом образовании в совместной магистратуре ВШЭ-ЦПМ, созданной совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ.
  • А можно, и давайте выделим это отдельной строкой, стать педагогом, учителем, преподавателем.

Отметим места, где уже ждут наших выпускников:

Во-первых, это ваши родные школы; школы, в которых вы учились и которые любите. Мы вместе будем строить сообщество увлеченных педагогов, работающих в разных уголках России и объединенных общими целями.

Во-вторых, это лучшие московские школы и творческие объединения, с которыми сотрудничает ВШЭ: распределенный Лицей ВШЭ, 57-я школа, Лицей Вторая школа, 179, 1329, 1514, 1568, 1543,1535,1534, 1533, 2007, 218, 192, Интеллектуал, ГАОУ ДПО Центр Педагогического мастерства, онлайн-школа Фоксфорд, Малая Академия Подмосковья, Лаборатория «Дважды Два» и многие другие.

В-третьих, это лучшие профильные классы естественно-научной направленности, лучшие специализированные учебные заведения среднего и основного общего образования России.

Полезные ссылки

Учебные материалы курсов

Видео лекций, докладов и событий на Матфаке

Наши сотрудники в Википедии

Артамкин Игорь Вадимович

Безрукавников, Роман Владимирович

Беклемишев, Лев Дмитриевич

Богомолов, Фёдор Алексеевич

Васильев, Виктор Анатольевич

Вербицкий, Михаил Сергеевич

Зыбин, Кирилл Петрович

Ильяшенко, Юлий Сергеевич

Каледин, Дмитрий Борисович

Кричевер, Игорь Моисеевич

Кузнецов Александр Геннадьевич

Лосев, Андрей Семёнович

Окуньков, Андрей Юрьевич

Сергеев, Армен Глебович

Фейгин, Борис Львович