Олимпиада ЮМШ: как это было
23 февраля 2021 года в День Защитника Отечества на факультете математики НИУ ВШЭ прошел очный тур олимпиады "Юношеской математической школы" для 7-11 классов. Свои знания проверили 70 участников.
Традиционно очный тур олимпиады - устный. В первой части (довывод) участники получают в 7-8 классах по 4 задачи, в 9-11 классах по 2 задачи в каждом из 3 сюжетов. Так, решая задачи, учащиеся пробуют изучать предложенный объект с разных сторон, создавая условную исследовательскую работу.
Решив задачу, ученик рассказывает ее одному из членов жюри. Представив полное решение, он получает “+”, если нет, то “-” и может попытать силы еще 2 раза. Решив определенное количество задач первой части, участник получает дополнительные задачи (вывод) и решает их по принципу первой части. Прошедшие в вывод участники получают дипломы или похвальные грамоты, в зависимости от количества итоговых баллов.
Мы поговорили с участниками олимпиады о впечатлениях после сдачи работы, формате, подготовке и о том, что волнует сегодняшних соискателей призов олимпиадного движения.
О формате олимпиады
Очный тур олимпиады ЮМШ носит устный формат, что отличает его от других олимпиад. Большинство участников оценило возможность творчески подойти к решению задачи и попрактиковаться в устной защите работы.
Полина Лосева, 9 класс
Устный формат позволяет творчески подойти к решению задач
Я первый раз принимала участие в этой олимпиаде и могу сказать, что устный формат очень удобный, он позволяет творчески подойти к решению задач, еще не встречала такого на других олимпиадах.
Николай Заикин, 8 класс
Мне было легче решать и отвечать все проверяющим. Они были приветливыми и старались помочь, где это возможно, еще можно смотреть на решение и при этом не терять мысль и рассказывать. Так и время экономится и силы.
Роман Гундарин, 10 класс
Несмотря на то, что я не привык к подобному проведению олимпиады, сам формат мне понравился, так как можно показать проверяющим, что ты разбираешься в теме, свою эрудицию и можно свободно рассуждать о своем решении.
Наталья Карпова, 7 класс
Нужно уметь доходчиво излагать свои мысли
Для меня устный тур был сложнее письменного заочного тура не только из-за сложности задач, но и необходимости говорить. Нужно уметь доходчиво излагать свои мысли. Непривычно, будто стоишь у доски и отвечаешь классу задачу, но это дело тренировки.
О процессе подготовки
Участие в олимпиаде - это всегда большой систематический труд, который проходит в постоянной подготовке и решении задач. Об этом рассказали и сами участники, отметив, что задания на олимпиаде ЮМШ - сложные и требуют знания формата и материала при подготовке.
Евгения Кузнецова, 11 класс
Я считаю, что нужно участвовать в этой олимпиаде не только для поступления, но и просто для опыта: неклассический формат позволяет потренироваться в устной защите своих проектов. Конечно, для этого нужно практиковаться, чтобы уметь четко все объяснять. Решать больше подобных задач прошлых лет и похожих из сборников.
Роман Гундарин, 10 класс
Решать и еще раз решать
Я участвую во многих олимпиадах: Всероссийская олимпиада школьников, олимпиада "Физтех", "Ломоносов", - и везде разные форматы. Но если изучить каждый из них и знать типы задач, то это сильно упрощает задачу при подготовке.
Ксения Щукина, 7 класс
Я писала олимпиаду первый раз и немного волновалась, поэтому использовала только по одной попытке в довыводе. Нужно много тренироваться и решать задачи различного уровня сложности. В целом, мне понравилось решать все задачи, думать над различными вариантами решений.
Несколько советов участникам следующих олимпиад
Олимпиада ЮМШ собирает школьников разных возрастов: от 4 до 11 класса. Так, уже в 7 классе многие задумываются о поступлении в Университет, а в 10 - во всю готовятся параллельно к сдаче ЕГЭ. Чтобы успешно справиться с заданиями, старшие участники (и не только они) рассказали, на что обратить внимание при подготовке.
Николай Заикин, 8 класс
Олимпиады - это верный способ прокачать нестандартные методы принятия решений
Я советую всем, кто хочет поступать на физико-математические направления, участвовать в этой олимпиаде и готовиться к ней.
Евгения Кузнецова, 11 класс
Когда только начинаешь свой олимпиадный путь, нужен наставник, который будет направлять и грамотно выстроит систему подготовки
Я бы посоветовала ребятам 7-9 классов поступить в школы с физико-математическим уклоном. В 10 классе я поступила в Лицей НИУ ВШЭ на математическое направление, до этого училась в СОШ, где не было профильной подготовки, и чувствовалась разница.
Когда только начинаешь свой олимпиадный путь, нужен наставник, который будет направлять и грамотно выстроит систему подготовки. Из-за большого количества ресурсов легко запутаться и выбрать не эффективный для себя. Не стоит забывать и об интернет-ресурсах, но такой комплексной подготовки, как тьютор, они не дадут.
Артем Рембовский, жюри
Не стоит бояться, главное - попробовать
Многие мои однокурсники имели преимущества при поступлении - дипломы олимпиад, в том числе, и этой. Поэтому советую ребятам пробовать, готовиться. При ответах задач чувствовал, что волновались, поэтому сбивались в решениях.
Наталья Карпова, 7 класс
Я очень хочу поступить на бюджетное место в Университет. Еще точно не знаю, на какой факультет, но вопрос подготовки для меня очень важен. Мы много занимаемся с моим репетитором, разбираем задачи олимпиад, решаем типовые задачи, поэтому хочется пожелать всем поставить перед собой цель и идти к ней.
Олимпиада ЮМШ является важной составляющей всего олимпиадного движения в нашей стране и собирает участников со многих городов, не только Москвы и Санкт- Петербурга, и с каждым годом их число только растет. Факультет математики НИУ ВШЭ, как партнер олимпиады, является важным посредником между юными участниками и их будущим выбором Университета и направления обучения.
Мы искренне благодарим всех участников за их старание и труд, а организаторов - за подготовку и проведение олимпиады!