Паспорт образовательной программы
01.03.01 Математика
4 года
Очная форма обучения, 240
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
Не задано
Наиболее развиваемые и востребованные сейчас научные и прикладные области либо насыщены математическими методами (экономика и финансы, компьютерные науки и IT), либо стремительно ими насыщаются (лингвистика, медицина, социология и т.д.). Сейчас этот процесс математизации затрагивает все новые области, постоянно увеличивая потребность в специалистах с математической квалификацией.
Кроме того, изучение математики тренирует умение решать новые сложные задачи. У большинства людей столкновение с проблемой, для которой неизвестен алгоритм решения, вызывает стресс и растерянность. Наши выпускники в процессе обучения регулярно сталкиваются с подобными задачами: опыт научных исследований делает для них нормальной рабочей обстановкой ситуацию интеллектуальной неопределенности, в которой нужно самостоятельно сформулировать стоящую задачу и изобрести пути ее решения.
Помимо этих традиционных результатов фундаментального образования по математике — качественной математической подготовки и приобретенных умений научного поиска: самостоятельной постановки проблемы и поиска путей её решения — наша программа даёт навыки преподавательской работы в области математики, которые могут быть полезны при продолжении академической карьеры, но могут составить и основу для будущей специализации выпускника — учителя или преподавателя.
Именно это сочетание классического математического образования с педагогической практикой, дающее более широкий спектр возможностей для дальнейшего профессионального развития, и является ключевой особенностью нашей программы.
ОП бакалавриата «Совместный бакалавриат НИУ ВШЭ и ЦПМ» направлена на создание у студентов прочных базовых знаний и практических навыков в основных разделах современной математики с целью их дальнейшего развития и использования как в профильных магистратурах и аспирантурах по математике и математической физике, так и при дальнейшем обучении и работе на физических, экономических, социологических и других специальностях, требующих серьезной математической подготовки.
В ходе обучения студенты готовятся к решению различных задач: научно-исследовательских, производственно-технологических, организационно-управленческих и педагогических. В результате освоения программы у студентов формируются следующие профессиональные компетенции:
способность самостоятельно планировать и проводить научное исследование, в том числе математически корректно ставить естественнонаучные задачи, определять общие формы и закономерности отдельной предметной области, формулировать и строго доказывать утверждения (результаты), видеть следствия полученных результатов;
способность передавать результат проведенных физико-математических и прикладных исследований в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области изучавшегося явления, способность проводить методические и экспертные работы в области математики;
способность находить, анализировать, реализовать программно и использовать на практике математические алгоритмы, в том числе с применением современных вычислительных систем, использовать методы математического и алгоритмического моделирования при решении теоретических и прикладных задач, при анализе управленческих задач в научно-технической сфере, в экономике, бизнесе и гуманитарных областях знаний;
способность публично представлять собственные и известные научные результаты, в том числе с учетом специфики знаний аудитории;
способность к организации учебной деятельности в конкретной предметной области (математика, физика, информатика), к планированию и осуществлению педагогической деятельности в образовательных организациях с учетом специфики предметной области.
Основу учебного плана составляет профессиональный цикл (Major), состоящий из обязательных дисциплин, изучаемых в основном на 1-3 курсах и дисциплин по выбору, которые составляют большую часть учебного плана на 3-4 курсах. Обязательные дисциплины профессионального цикла посвящены основам базовых разделов математики; в число этих дисциплин входят математический анализ, теория функций комплексного переменного, дифференциальные уравнения, геометрия, введение в топологию, теория вероятностей, алгебра, логика и алгоритмы, дискретная математика. Дисциплины по выбору студент выбирает из общефакультетского пула дисциплин и научно-исследовательских семинаров в соответствии со своим уровнем и научными интересами.
Также в учебный план входят майнор, дисциплины общего цикла (безопасность жизнедеятельности, история, физическая культура, философия) и факультативы (английский язык, академическое письмо на английском языке).
Важной частью учебного плана является практика, проектная и/или научно-исследовательская работа. В этот модуль входят математический практикум на 1 курсе, научно исследовательские семинары (обязательные и по выбору из общефакультетского пула), педагогическая и преддипломная практика, защита концепции ВКР на английском языке, а также написание курсовых работ, которые могут носить реферативный характер или приобретать черты самостоятельного научного исследования. Завершается освоение учебного плана государственной итоговой аттестацией — защитой выпускной квалификационной работы.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Совместный бакалавриат НИУ ВШЭ и ЦПМ»