• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Культурология»

«Путь к музыке» провел круглый стол «Рок-музыка & симфонический оркестр»

Идея его возникла после прошлогоднего мероприятия совместно с проектом «К4» «Классика в музыке: границы и механизмы». Тема оказалась настолько интересной, что двух часов было недостаточно для обсуждения актуальных вопросов. Поэтому в этом году мы решили сузить проблематику и продолжить разговор. Гостями встречи стали преподаватели школы культурологии А.Г. Ганжа, Я.С. Левченко и А.В. Рондарев.

С самого начала разговор стал исходить из утверждения гостей о том, что рок-музыка и симфонический оркестр не разъединены и не противопоставлены (как можно было бы подумать), но, наоборот, идут рядом – плотно или на расстоянии. Я. С. Левченко и А. В. Рондарев приводят аргументы в пользу этой точки зрения. Все рок-музыканты росли на классике. И в том, что рок достаточно прост, он сближается с филармонической классической музыкой – это понятно и качает. Более того, если посмотреть на выступление российской рок-группы Би-2 с симфоническим оркестром, то окажется, что оно не похоже на типичный рок-концерт. Исполнители одеты не как рок-музыканты, а в строгие фраки, и гостей представляют по всей форме концертов и фестивалей классической музыки (так и слышится за этим – победитель международного конкурса…, лауреат премии…). Люди отрекаются от обычного рока и приобретают новые коннотации, а симфонический оркестр добавляет рок-группам респектабельности.

Отход от ипостаси традиционных рок-музыкантов, начавшийся с их взаимодействия с симфоническим оркестром, А. Г. Ганжа связывает с эпатажем и поворотом к эстрадности. Такие рок-музыканты, выступающие с симфоническим оркестром, конструируют свой образ как эстрадные певцы (брюки и фрак вместо кожаных штанов, степенная манера поведения на сцене, обращение к аудитории и взаимодействие с ней). Камеры, записывающие их концерты (например, концерт Би-2 с симфоническим оркестром в Крокус Сити Холле в 2013 г.), снимают рокеров как артистов эстрады. По ним видно, что они бывают в ресторанах, где собирается элитная тусовка, и знают, как держать бокал и тарелку в одной руке.  

Гости отметили, что такое, казалось бы, странное смешение высокого мира академической музыки и низкой сферы рока выглядит вполне обычным. Раньше эти два мира противопоставлялись, однако сейчас такого разграничения не существует. Теперь стало не стыдно после того, как отыграешь в оркестре, пойти в хип-хопе поиграть – и говорить об этом. Но до сих пор академическая музыка и симфонический оркестр в частности являются синонимами статуса, а статус – синонимом возраста. Повзрослеть же все стремятся, и рок-исполнители делают это путем сотрудничества с симфоническим оркестром, что однозначно добавляет им респектабельности. Побегав и попрыгав по сцене в молодости, музыканты с возрастом остепеняются, приобретают солидность и симфонический оркестр в сопровождение.

Вопрос, сможет ли такое слияние рока с симфоническим оркестром привлечь аудиторию, воспитанную на академической музыке, гости переадресовали зрителям. Несмотря на сомнение А. В. Рондарева в том, что это возможно, зрители отметили, что после знакомства с композициями, записанными рок-исполнителями под симфонический оркестр, у них появлялся интерес к этой рок-группе и их песням.

В связи с обращением к проблеме аудитории возник вопрос о поведении людей на концертах с подобным симбиозом рока и симфонической музыки. Гости рассказали, что в 70-е годы, когда такая традиция только зарождалась, люди действительно не знали, как себя вести на концертах. Кто-то сидел спокойно, как было принято в академической среде, другие чуть покачивались, третьи бодро качали руками и головой. Постепенно благодаря рок-концертам произошла демократизация поведения публики, люди стали вести себя свободнее и раскованнее.

Несмотря на то, что такой симбиоз – явление не новое, гости отметили, что оно ни к чему не приведет – никакого жанра или стиля в музыке не появится. Это соединение существует уже 30 лет и продвинулось только в сторону респектабельности. Они подчеркнули, что тандем рока и симфонического оркестра – это лишь попытка продемонстрировать изменение статуса и состояния рок-групп, но никак не претензия на отдельное музыкальное направление.

В целом встреча вышла очень оживленной: аудитория с легкостью включилась в обсуждение, люди приводили свои примеры и задавали вопросы. Уверены, что это не последний круглый стол, так что ждем вас на наших будущих мероприятиях!

Алёна Бежикина, 3 курс культурологии