• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Культурология»

«Антропология повседневности. Почему советская современность начинается на хрущевской кухне?» -- лекция Анны Алексеевой, выпускницы ОП "Культурология"

22 марта состоялась заключительная лекция из цикла камерных встреч, приуроченного к выставке «Старая квартира» в Музее Москвы. Анна Алексеева, выпускница Школы культурологии НИУ ВШЭ (2016), выступила с докладом «Антропология повседневности. Почему советская современность начинается на хрущевской кухне?». 

«Антропология повседневности. Почему советская современность начинается на хрущевской кухне?» -- лекция Анны Алексеевой, выпускницы ОП "Культурология"



Если вводная лекция цикла освещала жилищный вопрос на рубеже веков и в первые годы существования советского государства, а все промежуточные демонстрировали методологию исследований повседневности, то завершающий доклад охватывал постсталинский период советской истории. Главный тезис состоял в том, что именно в этот период произошла выработка модели повседневной жизни нуклеарной семьи. Многие заложенные в 1960-е годы практики воспроизводились как в перестроечное и постсоветское время, так они воспроизводятся и сегодня, в новый период, которому пока еще нет названия. Для иллюстрации своих тезисов Анна использовала множество примеров из кинофильмов, книг, писем, исследований. 
Специфические черты уклада жизни 1960-х можно без труда вычленить, если провести сравнение с опытом совместной жизни в коммуналках. В хрущевской пятиэтажке в идеале должна была проживать одна семья, а на кухне присутствовать только одна хозяйка. Возникает новая приватность, позволяющая выстраивать свой график без необходимости ориентироваться на соседей. Отсюда новые формы коммуникации: кухня становится центральным местом проведения досуга (игра на гитаре, пение, обсуждение новых книг и фильмов). Также теперь есть возможность декорировать свое жилище сообразно своему вкусу: появляется множество журналов по дизайну интерьера. На дизайнерские решения оказало влияние освоение космического пространства — мебель старались сделать легкой, словно «летящей», «современной». 
Квартира нового типа формировала новую личность с другой степенью свободы и новыми культурно-эстетическими запросами. Само понятие «нового» и «современного» приобрело положительный смысл в противовес «старому» (“мещанскому”). Помимо этого 1960-е годы — это пик сближения Советского Союза с Западом, и в понимании советских людей того времени, «современным» было то, могло конкурировать с западным. 

На лекции присутствовало 18 человек: среди них были как постоянные посетители, так и проявившие интерес к мероприятию впервые. 
В ходе дискуссии Анне был задан ряд вопросов, например, почему в новых домах было именно пять этажей. Ответ прост, потому что по нормативам того времени, пятиэтажные здания не надо было оборудовать лифтами, и это позволяло экономить средства и максимально удешевлять строительство. Спрашивали также, какую роль играл двор, и как его изображали в кино. Несмотря на то, что в 1960-е годы главным местом для времяпрепровождения была кухня, что зафиксировано и в кинематографе тех лет, в некоторых фильмах можно найти примеры тому, как в качестве «сцены» выступает и двор («А если это любовь», реж. Юлий Райзман, 1961). 

Анна также рассказала, как хрущевки постепенно переставали быть современными и превратились в “хрущобы”, олицетворяющие старость и серость, именно в Москве. Ведь в столицу раньше всего приходят инновации. 

(Репортаж студентов 3 курса ОП «Культурология» Евгении Жагровой и Екатерины Тупиковой)