• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Культурология»

Итоговая конференция «Современные исследования культуры - 2021»

Итоговая конференция «Современные исследования культуры - 2021»

27 – 28 мая 2021 года состоялась ежегодная конференция первокурсников бакалаврской программы «Культурология» «Современные исследования культуры - 2021». Конференция является не просто отчетным мероприятием, которое проводится по итогам работы научно-исследовательского семинара. Она позволяет новым студентам расширить тематический диапазон исследований культуры, вывести в поле обсуждения новые, интересующие их сюжеты. Вместе с тем опыт подготовки докладов и участие в организации конференции позволяет первокурсникам не только попробовать себя в написании научных текстов, но и получить знакомство с форматом научного мероприятия. Растущее от года к году количество студентов-первокурсников приводит к тому, что конференция становится все более масштабной, а тематический диапазон докладов - все более широким. В этом году в рамках конференции прошло 11 секций и было прочитано 42 доклада. Наряду с программой конференции помещаем здесь подготовленный студентами отчет о работе секций, также визуальную презентацию, смонтированную по итогам конференции.

Программа конференции

Презентация по итогам конференции

Исследования популярной музыки. 

Первым докладом в секции стало выступление Георгия Лагунова, посвященное анализу культурного диалога между аниме и хип-хопом. Рассмотрев несколько примеров влияния аниме на хип-хопом-культуру (аниме-сериал Afro Samurai, адаптация для американского рынка Teen Titans, трек Sasuke от Lil Uzi Vert, клип Stronger от Kanye West), докладчик предложил свою версию хронологии взаимоотношений между этими явлениями, выделив поэтапное нарастание взаимной осведомленности у представителей этих субкультур (1996-2007-2009). Доклад Елизаветы Луценко был посвящен феномену «абстрактного хип-хопа». Охарактеризовав это направление в перспективе развития интернациональной хип-хоп-культуры, Елизавета обратилась к анализу творчества знакомой многим поклонникам хип-хопа группы «Кровосток», которое, по её мнению, следует рассматривать именно в рамках этого направления. Анастасия Терентьева рассмотрела не просто отдельное музыкальное течение, а определённую музыкальную группу. Обратившись к творчеству группы «QUEEN», докладчица попыталась усмотреть в их творчестве влияние сексуальной революции 1960-х годов. Доклад Дарьи Миклашевич был посвящен выяснению причин востребованности электронной музыки в наше время. Объектом исследования для докладчицы стали лейблы Hyperboloid records и ПИР. В конце своего доклада Дарья показала снятый и смонтированный ею мини-фильм о жизни электронной музыки в Москве, что не могло оставить равнодушными зрителей и придало особую значимость этому докладу.  

 

Искусство и медиа

Несмотря на разнообразие тем в докладах секции прослеживалась общая концепция: связь искусства с развитием медиа. Порядок выступлений определялся хронологией сюжетов: от «раннего медиа» - истории распространения игральных карт к современным формам «нейронного искусства» новым форматам кинематографического повествования (Screenlife). Вероника Митрофанова исследовала, как формировался дизайн игральной колоды, затрагивая ключевые факторы изменения дизайна карт. После доклада возникла активная дискуссия, в рамках которых обсуждались подходы к анализу конкретных культурных кодов и факторов, повлиявших на складывание современного облика карт, а также вопрос о том, почему одни варианты дизайна прижились, а другие - нет. Анна Самсонова обратилась к анализу нейросетевой агентности в художественном производстве. В ее выступлении затрагивался феномен влияния компьютерных технологий на произведения искусств, которое привело к появлению digital art. Далее уже раскрывая существующие методы нейронного искусства, докладчица говорила о том, что благодаря нейросети появляется новый продукт. Таким образом, нейросеть становится автономным интеллектуальным компонентом, которому многое делегируется в создании произведения искусства.  В рамках дискуссии после доклада обсуждались примеры работ Уильяма Латама, а также потенциал термина «агентность» для дальнейшего исследования этого сюжета. Елизавета Кожаринова познакомила слушателей с интересным форматом кинопроизводства - Screenlife, который подразумевает ситуацию, когда повествование разворачивается на экране компьютера персонажа, через виртуальные действия которого зритель следит за развитием истории. Докладчица отмечала существующие парадоксы Screenlife, которые связаны с условным делением на коммерческое (прокат в кинотеатрах) и индивидуальное (просмотр в Интернете).  В дискуссии после доклада обсуждались вопрос новых возможностей репрезентации реальности, которые создаёт такой формат, а также его популярность и переход в новые медийные форматы в эпоху «ковида».  

 

Fashion studies

Секция была посвящена обсуждению развития моды в последние десятилетия XX и в начле XXI века. Темы докладов удачно дополняли друг друга, выступления оказались достаточно многогранными и содержательными, но при этом доступными для понимания людей, не интересующимися данной тематикой. Дискуссия получилась достаточно оживленной, особенно когда затронули современные тенденции, связанные с глянцевыми журналами и телеграмом. Татьяна Широкова выступила с докладом «“Деконструкция” западного подиума на примере работ японских дизайнеров: Иссея Мияке, Йоджи Ямамото и Рей Кавакубо». Проследив историю парижского подиума, Татьяна показала какое влияние японские дизайнеры оказали на европейскую моду второй половине 20 века. Темой дискуссии после доклада стал вопрос об определении понятия «подиум», а также о причинах того фурора, который произвели японские кутюрье. Доклад Софьи Самошкиной также был посвящен наступлению постмодернизма в моде, однако ее темой стало обсуждение вопроса о взаимосвязи моды и философии. Этот вопрос докладчица рассматривала, соотнося творческие поиски Мейсона Маржелы и Рэя Кавакубо с философскими идеями Жака Деррида. В ходе дискуссии по докладу была затронут вопрос о взаимосвязи моды и постмодернистской архитектуры. Завершило секцию выступление Софьи Бурцевой с темой «Глянец VS Телеграм: Современные модные СМИ в России». Выступление Софьи объединило два больших исследовательских вопроса: связь моды с эволюцией медиа и возможность формирования альтернативной в отношении модных журналов площадки для репрезентации моды, но из-за жестких ограничений по времени эти вопросы получилось раскрыть главным образом конспективно.

 

Мифология в современной культуре

Секцию открыл доклад Полины Тарасовой на тему «Репрезентация древнегреческой мифологии в литературном young adult цикле Рика Риордана «Перси Джексон» (на примере интерпретации мифа об Ахилле)», посвященный анализу того, как классические образы и сюжеты интегрируются в подростковую литературу. Сопоставляя трактовку оригинального сюжета мифа об Ахилле, как ее описывает Н. А. Кун, с трактовкой мифа в романе Риордана, Полина показала, что античное наследие в современной популярной культуре сохраняет актуальность и, вместе с тем, трансформируется. В частности, наблюдается интересная тенденция психологизации античных персонажей - наибольшее внимание уделяется уже не столько телесности и точному воспроизведению каких-то героических элементов сюжета, сколько внутреннему психологическому состоянию персонажа.  Далее выступила Ирина Орлова с докладом на тему «Изобразительное искусство через приём экфрасиса в романе Дэна Брауна «Код да Винчи”». В рамках выступления она рассмотрела сложные взаимоотношения словесного и изобразительного искусства. Мифология сыграла важную роль и в этом сюжете: Ирина отметила, что для полного понимания феномена экфрасиса необходимо обратиться к его функциям в античной литературе. Исходя из этого, Ирина обратилась к наиболее ярким примерам описания произведений искусства у Дэна Брауна в прямом или скрытом виде и показала влияние экфрасиса на сюжет. Так, на примере одного героя романа участница продемонстрировала, как через экфрасис транслируется определенное субъективное восприятие изобразительного искусства. В ходе последующей дискуссии тема расширилась, охватывая общекультурные вопросы - к примеру отношение героя книги, американца к европейской культуре. В докладе Александры Фроловой “Сюжеты и герои Древнегреческой мифологии в творчестве K-pop группы “BTS” проблематика античной мифологии рассматривалась в контексте еще одного медиума - музыки. В своей работе Александра рассмотрела, как случаи использования мифологии в текстах песен, музыкальных клипах и сценических образах, так и более широкую перспективу интеграции западной и восточной культур. В своей презентации Александра задействовала визуальные образы (например, фотографии участников группы, образы которых наглядно коррелируют с образами конкретных древнегреческих богов и богинь), музыкальные клипы на античную тематику и строчки из песен. В ходе заключительной дискуссии были подведены итоги и отмечены интересные тезисы в докладах секции: индивидуация и психологизация мифа в современной культуре, смена сакрального дискурса на рассмотрение чувств героев и шире растущая интроспективность современного человека. Во время дискуссии также был задан очень глубокий вопрос: почему мы все больше обращаемся внутрь себя?

 

Исследования телевизионной культуры

Тема телевидения актуальна для каждого человека, даже в век интернета она продолжает сильно влиять на наше мировоззрение, восприятие и вкусы. Докладчики обратились к изучению этого влияния на примере различных телевизионных шоу. Полина Ступина изучила вопрос о том как идеи феминизма транслируются сериалами «Винкс» 2004 и 2021 годов. В докладе было показано как в сериалах меняется представление о роли девушек, формах поведения костюмах и внешности. Милана Кондрашихина исследовала тему ностальгии на примере молодежного сериала "Очень странные дела". На современном телевидении набирает обороты тенденция эксплуатации этой приятной тоски по прошлому, которая привлекает зрителей "выжимкой" идеализированных образов из их детства и юности. Помимо этого, возникает феномен ностальгии по годам, с которыми аудитория может быть даже не связана - так происходит с сериалом "Очень странные дела", где реконструируются атмосфера 80-х годов XX века. Стилизованная атмосфера этого сериала привлекает не только выходцев из прошлого века, но и так называемое "поколение Z", что и объясняет столь масштабный успех этого продукта Netflix. Марат Мурзаханов обратился к анализу стратегий унижения участников как приема создания современных телевизионных шоу. В этой перспективе в докладе сравнивались две телепередачи - “Слабое Звено” и “Что было дальше?”, которые возникали как телевизионный продукт, но сейчас стали также и частью Интернет- культуры. В докладе эти стратегии были проанализированы в связи с экспансией “черного юмора” в современной медиакультуре.   

 

               

Культура повседневности       

Работу секции, посвященной осмыслению повседневности, открыл доклад Софьи Игумновой, которая выполнила большое исследование на тему практик курения и их наличия в них творческого элемента. В своей работе докладчица использовала различные экспериментальные инструменты в виде опросов, анкетирования, интервью и аналитического сопоставления. Основной акцент был сделан на различных типах практик курения: всеобщие и творческие практики, а также отрефлексированные и автоматические. Сопроводительные комментарии и вопросы к выступлению касались использования конструкции «творческий», узости выборки участвующих в анкетировании респондентов, а также вопроса о соотношении частности курения с бытованием творческих практик редко курят. Денис Пан проследил в своем выступлении историю происхождения гомофобной лексики, причины и пути ее распространения, характера бытования в современном обществе. Во время обсуждения доклада были затронуты тема гендерного дисбаланса в использовании уничижающей лексики, вопросы маскулинности и навязывания ценностных норм патриархального общества. Анжелика Сидорина в своем комментарии указала на необходимость большего внимания к этимологии жаргонной гомофобной лексики. Василина Пономарева продолжила работу секции докладом, главный вопрос которого касался того, как сделать процесс употребления пищи осознанным и воспринимать ежедневный прием еды как гедонистический акт, повышающий качество жизни человека. Оживленная дискуссия после выступления была главным образом сосредоточена на вопросе о цели исследования, возможностях формирования критической позиции исследователя по отношению к анализируемому сюжету. В своем комментарии Альбина Заверткина также предложила соотнести движение slow food с другими существующими духовными практиками. Закрывал секцию доклад Анны Панихиной на тему развития креативных индустрий. В своей работе Анна проследила этапы становления креативных городских общественных пространств в Москве, их урбанистическую ценность и значение для жителей города.

 

Cinema studies

Проблематика исследований кино оказалась наиболее востребованной среди первокурсников культурологов, в результате кино секция оказалась наиболее многочисленной. Первым докладом стало выступление Анастасии Ефремовой «Приёмы создания нуар-фильма в американском кинематографе 1940-1950-х гг.». Обратившись к двум культовым голливудским кинолентам  - «Мальтийский сокол» (1941) и «Бульвар Сансет» (1950), она попыталась определить способы, которые использовали режиссеры для создания кинокартин, впоследствии названных образцами фильма-нуара. В докладе «Образ Адольфа Гитлера в сатирическом кинематографе XX и XXI вв. (на примере фильмов “Великий диктатор” (1940) и “Кролик Джоджо” (2019)») Александра Кузнецова показала, как образ немецкого лидера в представленных фильмах становится ключом для осмысления самых страшных событий прошлого столетия. Эти фильмы позволяют проследить изменения приемов и контекстов сатирического изображения диктатора, в результате чего он превращается в жалкого,  проигравшего персонажа. Александра Маркина в сообщении «Особенности репрезентации насилия в Белой ленте Михаэля Ханеке» обратилась к анализу особенностей  нарратива, цветовой гаммы, монтажа, саундтрека, стимулирующих зрительскую рефлексию в отношении насилия, выступающего одной из важнейших тем для режиссера. Завершил секцию доклад  “Рецепция традиции грайндхауса в творчестве Квентина Тарантино”, представленный Ярославой Родионовой. Докладчице удалось выявить связь фильмов Тарантино с грайндхаусом, отделить авторские режиссерские элементы от грайндхаусной традиции. Ярослава в своей работе пришла к выводу, что во многих кинокартинах режиссера чувствуются ноты ностальгии по грайндхаусу и авторская глубокая любовь к нему.

                Выступление Серафимы Сайдлер было посвящено анализу влияния Френсиса Бэкона на творчество Дэвида Линча. Влияние художника на режиссера было прослежено как на уровне визуальных решений, так и на уровне кинематографического сюжета. Доклад Екатерины Пелымской был посвящен роли одежды в фильмах Джеймса Айвори, изображающих британское общество начала XX века. В своем докладе она проанализировала стиль одежды и ее влияние на восприятие зрителем персонажей. В дискуссии после выступления участники также остановились на вопросе о роли одежды и моды в фильме Кантемира Балагова “Теснота”. Следующей выступавшей Веронике Лахно, удалось ненадолго перенести слушателей в Нью-йорк разных годов и показать изменения в репрезентации романтического образа, которые произошли в течение полувека. Докладчице удалось доказать, что образ романтического Нью-Йорка стандартизирован из-за того, что создатели фильмов используют похожие или точно такие же места для съемки романтических сцен. В дискуссии по докладу возник вопрос о критериях отбора фильмов. В завершавшем секцию докладе Анна Никитина. обратилась к анализу способов конструирования пространства в фильме Ридли Скотта “Бегущий по лезвию”. В дискуссии были затронуты вопрос о способах взаимодействия пространства и кинематографического нарратива. 

 

История искусств

                Секция была посвящена современному искусству, его исследованиям и связанным с ним философским концепциям. Григорий Гавриленко посвятил свой доклад творчеству малоисследованного художника 20 века Василия Чекрыгина, которое он рассматривал в контексте русского космизма.  Автор доклада попытался наглядно показать, что каким образом на творчество Чекрыгина повлияли философские идеи Николая Федорова о том, что человечество должно противостоять жестокости мира и объединить силы для «построения рая на Земле». Доклад «Трансформация репрезентации космоса в изобразительном искусстве середины 20 века», представленный Анастасией Юрченко, показал эволюцию изображения космоса в искусстве. Спикеру удалось провести параллели между технологическим развитием и изображениями и показать, какое влияние оказал выход человека в космос на творчество художников. Для доказательства данной гипотезы были представлены созданные в разные периоды изображения Ю. Швеца, Ч. Боунстела, А.Леонова, А.Соколова и других. В докладе «Тема смерти в работах Дэмиена Херста» Марина Путилина рассмотрела скандальные работы современного художника, среди которых были замороженные в формальдегиде животные, («Физическая невозможность смерти в сознании некоего живущего»); картины, выложенные из трупов насекомых («Черное солнце») и т.д. Автор поставил важный морально-этический вопрос: насколько гуманно использовать в инсталляциях мертвых животных? Эрика Штин обратилась к анализу видеоарта.  Рассмотрев творчество Билла Виолы и, в частности, его работы «Мученик воды», «Три женщины», «Церемония», докладчица показала как художник смог объединить под единой эгидой живопись и видео-искусство в поисках ответов на вопросы о смерти и Боге, в попытках выразить глубинные человеческие переживания.  Завершил секцию доклад Анны Церенщиковой, посвященный дискуссиям по поводу философского наследия советского теоретика и историка культуры Михаила Лифшица, который активно критиковал модернизм, сравнивая его с фашизмом. По мнению автора доклада, философия Лифшица может быть импульсом для переосмысления современного искусства и современной роли арт-критики.

 

Молодежная культура             

Доклады секции были посвящены различным периодам в развитии молодежной культуры с конца XIX до начала XXI века, причем одним из основных фокусов внимания докладчиков стало изучение молодежного досуга. Кристина Третьяк обратилась к анализу развлечений молодых аристократов, привлекая мемуары Феликса Феликсовича Юсупова. Рассматривая формирование разделения рабочего времени и досуга и появление новых досуговых практик в модерной культуре, Кристина попыталась выяснить к каким из них тяготела аристократическая молодежь и в какой степени эти формы развлечений (подчас весьма эксцентричные) были специфичны для данной прослойки. При этом, как показало обсуждение доклада, мемуары Юсупова свидетельствуют о том, что после вступления в брак его досуг существенно поменялся. В докладе Анастасии Стакановой, посвященном деятельности студенческих медиапроектов также упоминались студенческие издания начала XX века, однако основное внимание было уделено анализу современных изданий, таких как портал TheVyshka. Исследуемые издания собрали вокруг себя лояльную и активную аудиторию за счёт обращения к актуальным для молодежи вопросам и удачной редакционной работы. Однако официальными представителями университета их деятельность была охарактеризована как «выход за рамки» деятельности студенческих организацией. Важной функцией этих изданий становится не только информационная работа, но также и защита прав студентов. В дискуссии были затронуты вопросы о культурологическом освещения этого сюжета, необходимости анализа культурных форм и жанровых систем и стилистической специфики оформления правозащитного дискурса, а также о возможности расширять круг респондентов и привлекать другие примеры университетских СМИ. Доклад Варвары Михайловской был посвящён феномену интеллектуального досуга в среде московского студенчества. Ее исследование основывалось на анализе результатов анкетирования студентов бакалавриата НИУ ВШЭ. Докладчице удалось выявить определенную зависимость между карьерными устремлениями студентов и их склонностью к интеллектуальным формам досуга, а также показать - какого рода формы досуга они предпочитают. В течение дискуссии было поставлено под сомнение наличие влияния интеллектуального досуга на эффективность студентов: существуют гипотезы, что досуг должен быть менее интеллектуальным для предотвращения эмоционального выгорания в процессе учебной деятельности. 

 

Исследования советской культуры   

В рамках секции были представлены три доклада на разные темы, затрагивавшие различные периоды развития советской культуры. Тематика докладов была связана преимущественно с анализом представления о жизни советского общества в театральных постановках и кинофильмах.  В докладе Станиславы Золотовой был предложен анализ театральных постановок 1920-х годов с точки зрения формирования образа советского человека. Специфика подхода заключалась в том, что докладчица рассматривала свою тему путем соотнесения типажей героев и фольклорных персонажей. На ограниченность предложенного подхода указала в ходе дискуссии М.Л. Майофис, отметив, что театр имел не только народную основу, так как ему была близка и культура городских рабочих. Второй доклад был посвящен анализу того, как феномен коммунальной квартиры представлен в таких советских кинокартинах, как “Дом, в котором я живу” и “Наши соседи”. Катерина Сурова детально проанализировала детали кинематографические образы “коммуналки”. Оценив качество доклада, М.Л. Майофис отметила, в то время, когда создавались анализируемые фильмы, “классическая” коммунальная квартира уходит в прошлое. В третьем докладе секции был представлен, наверное, наиболее комплексный подход к кино. Екатерина Мартыненко не только проанализировала сюжет “Ассы” как характерный для перестроечного кино и раскрыла исторический контекст создания фильма, но также отметила как художники эпохи Перестройки создавали атрибуты фильма. Вместе с тем, в ходе обсуждения доклада участники обратили внимания на некоторую эклектичность авторского подходу к анализу кинофильма.

 

Museum studies            

Работу секции открыло выступление Арины Тагировой, посвященное музею как общественному пространству. Предметом исследования стали два крупных московских музея: Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина и Музей современного искусства “Гараж”. На основе их анализа была раскрыта стратегии музеев по созданию пространств, которые делали бы их более открытыми для посетителя. В дискуссии по докладу были затронуты вопросы выбора именно этих музеевдля анализа, природа трансформаций музея, связанных с созданием общественных пространств, а также барьеры, которые по-прежнему сохраняются в музейной коммуникации.  Продолжила секцию Ева Кулик с докладом об организации освещения в музейных пространствах и значении связанных с этим практик. Своим исследованием она подчеркнула важность грамотной постановки света в выставочных залах, так как роль освещения здесь не только в обеспечении возможности увидеть полотна, но и в создании особой атмосферы, располагающей зрителя к восприятию искусства. В ходе дискуссии после выступления участники обсудили примеры удачной и неудачной постановки светового дизайна. Прозвучал интересный вопрос о возможности управления светом прямо в ходе экскурсии, на что докладчица привела пример применения такого оригинального подхода на одной итальянской выставке.  Завершил секцию доклад Валерии Васиной о практиках музейной инклюзии для людей с нарушениями зрения. В ходе своего анализа докладчица рассмотрела доступность музейной среды в трех аспектах: помещение музея в целом, организация экспозиции в залах и доступность экспонатов. Как показало исследование, если в первых двух случаях уже есть неплохие успехи, то затруднения с доступностью незрячим людям взаимодействия с экспонатами все еще присутствуют. Сам анализ получился достаточно богатым: в ходе него была задействована не только научная литература по теме, но также интервью с родителями слабовидящих детей, а также собственный опыт Валерии. Как заметили дискуссанты, именно собственный опыт автора в данном случае выходит на первый план и представляет особую ценность по сравнению с остальными источниками. Также слушатели подчеркнули важность и перспективность такого исследования и поинтересовались организациями, которые уже преуспели в инклюзивных практиках и могли бы стать примером для остальных. В комментарии А. С. Максимовой были отмечены сквозные темы секции: способности музеев отвечать на вызовы современности путем расширения своих возможностей, пространств, дизайнерских решений, вопросы музейной инклюзии. В заключение А. С. Максимова высказала надежду, что в дальнейшем будут рассмотрены не только самые популярные музеи, но и менее известные, редко попадающие в поле зрения исследователей.  

 

Текст подготовили: Александра Кузнецова, Анастасия Евстратьева, Екатерина Дергачева, Екатерина Сурова, Анастасия Нуянзина, Анастасия Терентьева, Евгения Сотникова, Полина Ступина, Софья Бурцева, Станислава Золотова, Анастасия Стаканова, Марина Мильчакова, Александра Руденко.

При участии Святослава Костенко и Бориса Степанова