Что изменил Крымский мост?
В рамках экономико-социологической экспедиции преподаватели и студенты изучили, как поменялись практики туристов и деловые стратегии туристического бизнеса после открытия Крымского моста.
Сложная эпидемиологическая ситуация не стала непреодолимым препятствием для нового полевого выезда, посвященного анализу интеграции Крыма в состав России. С 21 августа по 03 сентября 2020 года исследовательский коллектив под руководством старшего преподавателя департамента социологии Максима Маркина и доцента департамента социологии Евгении Надеждиной изучил изменения в социально-экономических практиках самостоятельных туристов и деловых стратегиях локального туристического бизнеса после открытия Крымского моста. В текущих условиях не могли остаться без внимания и аспекты, связанные с распространением коронавирусной инфекции.
Студентка образовательной программы «Экономика» Светлана Гудкова и студентка образовательной программы «Социология» Полина Калиновская выявили добровольную и вынужденную мотивацию посещения российских курортов. В этом году постоянные гости Краснодарского края и Крыма столкнулись с дефицитом денежных средств и резко сократили свои расходы. Однако к экономящим туристам добавились финансово обеспеченные новички, которые обычно проводят отпуск за рубежом. Именно они предъявляют наиболее высокие требования к уровню сервиса.
Российские курорты нельзя назвать местами, полностью готовыми к приему зарубежных гостей. Студентка образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» Елена Киранова провела эксперименты, в рамках которых пыталась общаться на английском языке в различных туристических объектах. В Анапе и Феодосии взаимодействие нередко заканчивалось фразой “I don’t speak English”.
Как выяснила студентка-социолог Майя Ким, после открытия Крымского моста значительно изменилось содержание экскурсионных программ. Группы туристов регулярно отправляются на полуостров из Краснодарского края. В Анапе доля экскурсий в Крым может достигать половины от общего числа поездок. Интересно, что симметричной ситуации на полуострове обнаружено не было. В Феодосии достаточно сложно найти экскурсию в Краснодарский край. С точки зрения достопримечательностей, Крым является самодостаточным.
Студенты-экономисты Евгений Гилёв и Валентина Егорова, студенты-социологи Мария Зубкова, Егор Перехожев и Ольга Хворостянова, а также студентка образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» Анна Смирнова посвятили свое внимание изменениям, которые в последние годы произошли в деловых стратегиях туристического бизнеса. После открытия Крымского моста гостиницы и отели все чаще сталкиваются с размещением гостей только на несколько дней. Эти туристы, как правило, следуют транзитом – либо из Краснодарского края в Крым, либо они путешествуют по разным городам полуострова. Однако крупные санатории и пансионаты значительных изменений не наблюдают, так как их целевая аудитория всегда размещается на достаточно продолжительный срок. Новыми выгодными местами для открытия ресторанов и кафе становятся строящиеся федеральные автотрассы и дороги, ведущие к ним. Объекты, которые находятся вне формирующихся точек роста, активно борются за внимание к себе и лояльность клиентов.
Исследовательский коллектив выражает искреннюю благодарность доценту департамента прикладной экономики Екатерине Слободенюк за научное консультирование, а программе студенческих экспедиций «Открываем Россию заново» – за возможность провести свой полевой выезд.