• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Древнеегипетский язык

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
13
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Древнееегипетский язык» преподается на протяжении всех пяти курсов ОП «Египтология». Необходим учебник Hoch 1997, "Middle Egyptian Grammar", доступный здесь: https://archive.org/details/HOCH1997MiddleEgyptianGrammarOCRНа первых двух курсах студенты проходят углублённую подготовку в области среднеегипетского - фазы языка, которую принято считать классической и на которой написаны наиболее известные произведения древнеегипетской литературы. Начиная с третьего курса, студенты изучают другие фазы языка, включая староегипетский, новоегипетский, и демотический. Структура всей дисциплины такова:Курс 1: Введение в среднеегипетский: Изучение наиболее часто встречающихся иероглифов, грамматики и синтаксиса языка, составляющее основу, на которой строятся все дальнейшие курсы. К концу курса студенты должны быть в состоянии с уверенностью читать относительно простые тексты (стелы, некоторые повествования – например, «Сказка о потерпевшем кораблекрушение»).Курс 2: Этот курс развивает знания, полученные на первом курсе, и дает возможность читать более сложные тексты на разные темы и с уникальными особенностями различных жанров. Курс будет покрывать более сложные литературные повествования, а также автобиографические, юридические, религиозные, и медико-магические тексты. Студенты изучат основы иератического письма, ознакомятся с иератическими формами наиболее часто встречающихся иероглифов, и к концу года будут в состоянии самостоятельно читать простые иератические тексты. • Курс 3: На третьем курсе студенты начнут изучать староегипетский язык, включая его грамматические особенности и эволюционный процесс, который в итоге превратил его в среднеегипетский. Студенты ознакомятся с наиболее известными произведениями cтароегипетской литературы - автобиографиями Уны и Хорхуфа, а также с некоторыми изречениями "Текстов Пирамид", проблемами лингвистической и филологической интерпретации этого памятника. Вместе с этим начинается изучение новоегипетского языка: студенты усвоят особенности новоегипетской грамматики на основе текста «Путешествие Ун-Амуна в Библ». Папирус находится в ГМИИ им. Пушкина в Москве, его опубликовал М.А. Коростовцев (Путешествие Ун-Амуна в Библ, М: 1960). Материал будет читаться сначала на иероглифике, чтобы закрепить грамматические знания, а потом на иератике. • Курс 4: Студенты продолжат развивать свои знания в области староегипетского. Параллельно этому, они будут иметь возможность прослеживать дальнейшую эволюцию языка, изучая новоегипетский. Тексты, изучаемые на этом курсе – папирусы Леопольд и Амхерст (описывающие суд над грабителями гробниц), Туринский папирус о «гаремном заговоре» против Рамсеса III и более краткие тексты административного и религиозного плана. На этом курсе также начнется изучение самой поздней, демотической, фазе египетского языка времен фараонов, которая произошла из новоегипетского и в итоге влилась в коптский. Курс касается особенностей демотической грамматики и письма, которое существенно отличается от более ранних стадий (демотическое письмо признается большинством египтологов как самое сложное в Древнем Египте из-за обилия сокращений и поливалентных знаков). К завершению дисциплины студенты будут знать основы языка и уметь читать тексты умеренной сложности при помощи словаря (например, «Сказки о царевиче Сетна» и «Поучения мудреца Анхшешонка»).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • освоить основы грамматики староегипетского и новоегипетского языка, позволяющие читать тексты умеренной сложности
  • получить начальные представления о работе с оригинальными источниками на староегипестком (автобиографии и другие гробничные тексты, "Тексты Пирамид") и новоегипетском языке (литературные тексты), учитывая их материальные особенности
  • познакомиться с особенностями функционирования иероглифической системы в Древнем царстве
  • развить навыки чтения иератических текстов на материале источников на новоегипетском языке
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • предлагать точные транслитерации и переводы древнеегипетских текстов
  • распознавать базовую и специальную лексику, объяснять значение лексем, различать особенности словоупотребления в разных контекстах
  • распознавать грамматические формы и объяснять их функцию в исследуемом контексте
  • выявлять жанровые особенности древнеегипетских текстов и использовать их при переводе и интерпретации текстов
  • отмечать и объяснять особенности написания словоформ и грамматических форм и конструкций, а также расположения текста в зависимости от материала памятника и используемой системы письма
  • выделять и объяснять основные черты грамматического строя древнеегипетского языка на разных этапах его развития
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Староегипетский язык
  • Новоегипетский язык
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Вокабулярные тесты
    Мини-тесты по вокабуляру (общая оценка за все тесты - 25% всей оценки за год)
  • неблокирующий Контрольные работы
    После первого и четвертого модуля, студенты сдают контрольные работы (120 мин), где они готовят транслитерации, переводы и грамматические анализы текстов на староегипетском и новоегипетском языках.
  • неблокирующий Работа в классе и самостоятельная работа
    Оценивается степень вовлеченности студента в классную работу, а также внеклассная работа по рассматриваемым темам, такая как практика каллиграфии и т.п.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    50% оценки определяется результатом контрольной в конце модуля. Оставшиеся 50% определяются общим качеством работы студента на протяжении первого полугодья. Общее качество работы определяется результатами вокабулярных тестов (25%) и активностью студента при выполнении упражнений в ходе классной работы (25%). Если студент пропускает какой-либо вокабулярный тест или итоговую контрольную без уважительной причины, эа этот тест выставляется оценка 0.
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    50% оценки определяется результатом контрольной в конце модуля. Оставшиеся 50% определяются общим качеством работы студента на протяжении первого полугодья. Общее качество работы определяется результатами вокабулярных тестов (25%) и активностью студента при выполнении упражнений в ходе классной работы (25%). Если студент пропускает какой-либо вокабулярный тест или итоговую контрольную без уважительной причины, эа этот тест выставляется оценка 0.
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    50% оценки за первое полугодье - работа в классе (половина этого за мини-тесты, другая половина этого за иной вклад - активность, прописи иероглифических и/или иератических знаков, разработка нового учебника). 50% оценки - экзамен (120 минут). Надо будет транслитерировать, перевести и проанализировать два текста. Один из них будет ранее прочитан в классе, другой будет незнакомый. Оба текста – иероглифические.
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    50% оценки за второе полугодье - работа в классе (половина этого за мини-тесты, другая половина этого за иной вклад - активность, прописи иероглифических и/или иератических знаков, разработка нового учебника). 50% оценки - экзамен (120 минут). Надо будет транслитерировать, перевести и проанализировать два текста. Один из них будет ранее прочитан в классе, другой будет незнакомый. Ранее прочитанный текст будет иератический (из Папирусов Хеканахта или Эдвина Смита), а незнакомый текст будет иероглифический.
  • 2024/2025 учебный год 1 модуль
    0.25 * Вокабулярные тесты + 0.25 * Вокабулярные тесты + 0.5 * Контрольные работы + 0.5 * Контрольные работы + 0.25 * Работа в классе и самостоятельная работа + 0.25 * Работа в классе и самостоятельная работа
  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    0.25 * Вокабулярные тесты + 0.25 * Вокабулярные тесты + 0.5 * Контрольные работы + 0.5 * Контрольные работы + 0.25 * Работа в классе и самостоятельная работа + 0.25 * Работа в классе и самостоятельная работа
  • 2025/2026 учебный год 1 модуль
    Оценка округляется в пользу студента.
  • 2026/2027 учебный год 1 модуль
    Оценка округляется в пользу студента.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ancient egyptian biographies : contexts, forms, functions, , 2020
  • Lichtheim, M. (2006). Ancient Egyptian Literature, Volume II : The New Kingdom. Berkeley, CA: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=612797
  • Lichtheim, M., & Manning, J. G. (2006). Ancient Egyptian Literature, Volume III : The Late Period (Vol. [2006 ed.]). Berkeley, CA: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=421097
  • Non-verbal predication in Ancient Egyptian, Loprieno, A., 2017
  • The ancient Egyptian language : an historical study, Allen, J. P., 2013
  • The literature of ancient Egypt : an anthology of stories, instructions, and poetry, , 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Foster, J. L. (2001). Ancient Egyptian Literature : An Anthology (Vol. lst ed). Austin, TX: University of Texas Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=113591
  • Social Aspects of Funerary Culture in the Egyptian Old and Middle Kingdoms : proceedings of the international symposium held at Leiden University. 6-7 June, 1996, , 2001
  • State Correspondence in the Ancient World : from New Kingdom Egypt to the Roman Empire, , 2014
  • The Oxford encyclopedia of Ancient Egypt. Vol.1: A - F, , 2001
  • The Oxford encyclopedia of Ancient Egypt. Vol.2: G - O, , 2001
  • The Oxford encyclopedia of Ancient Egypt. Vol.3: P - Z, , 2001
  • The use of documents in pharaonic Egypt, Eyre, C., 2013

Авторы

  • Локтионов Александр Александрович
  • Хомченкова Варвара Валентиновна
  • Александрова Екатерина Владимировна