Организация обучения на программе «География глобальных изменений и геоинформационные технологии»
Подробно о содержании программы: общая схема обучения, направления, предметы по выбору, учебные планы.
Дорогие абитуриенты!
На днях открытых дверей и онлайн-консультациях поступают много вопросов относительно содержания обучения. Рабочие учебные планы всех четырех лет обучения, как и программы учебных дисциплин, находятся в стадии окончательного оформления в электронных системах Вышки и к августу будут выложены на страницу образовательной программы. Пока же мы хотим поделиться с вами общей схемой организации обучения.
Общая информация об обучении
В рамках нашей программы бакалавриата три специализации (направления):
- Геоинформационные технологии и пространственное моделирование
- Общественная география и пространственное планирование
- Глобальные изменения природной среды и климата
Выбор специализации происходит после 2-го года обучения. Таким образом, два года все студенты учатся вместе, а 3-4-й курсы – на выбранной ими специализации. Это даст студентам общую базу знаний и навыков и в то же время позволит сделать информированный выбор направления.
Еще одним инструментом гибкости являются предметы по выбору, доля которых последовательно увеличивается (2-й курс – 2 предмета, 3-й курс – три предмета, 4-й курс – 4 предмета). На четвертом курсе предметов по выбору уже более половины. При этом студенту предлагаются на выбор как предметы выбранной им специализации, так и дисциплины других специализаций. Вы можете либо сконцентрироваться на своем направлении и осваивать только «свои» предметы по выбору, либо, напротив, составить себе более широкий профиль подготовки, взяв часть предметов других направлений в зависимости от ваших личных интересов и склонностей. В принципе, вы можете создать для себя «смешанную» специализацию, освоив значительное количество предметов по выбору «соседней» специализации. Состав предметов по выбору вы можете посмотреть ниже в разделах по трем специализациям. Кроме того, в Вышке вам доступен майнор — это дополнительная образовательная траектория сверх подготовки по основному образовательному направлению (см. вопрос №33).
О практиках вы можете подробно прочитать в вопросе №32 в разделе «Часто задаваемые вопросы» . После первого курса студентов ждет учебная практика на Курской биосферной станции Института географии РАН. После второго курса студенты смогут выбрать один из трех вариантов практики в зависимости от специализации, на которую они хотят поступать. Окончательный выбор специализации происходит после летней практики 2-го курса, что позволит студенту учесть экспедиционный опыт при принятии решения.
Кроме летних практик, в течение года студенты будут выполнять практические работы с оборудованием по сбору пространственных данных и полевым наблюдениям. Часть из них будут проводиться в Институте географии РАН или с выходом на местность, в город или в поле в пределах Москвы и ближнего Подмосковья.
Для развития навыком самостоятельной работы студентам будет предложена линейка семинаров – профориентационный семинар на 1-м курсе, проектный семинар для развития навыков работы с пространственными данными – на 2-м курсе, научно-исследовательский семинар – на 3-4 курсах. Эти семинары направлены на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению прикладных и фундаментальных исследований полного цикла – от планирования постановки задачи и формулировки исследовательской гипотезы через определение методов решения поставленной задачи до представления результатов научному сообществу и лицам, принимающим решения.
К участию в преподавании будут привлечены активно работающие ученые-географы из Института географии РАН и других научных организаций-партнеров проекта. Прикладной аспект обучения будет реализован путем привлечения к преподаванию специалистов-практиков из сферы геоинформационных технологий, инженерной географии, регионального и отраслевого консалтинга, аналитических подразделений крупных компаний. Следите за новыми компаниями-партнерами на нашей странице.
Обязательные дисциплины
Ниже в таблице представлены предметы, обязательные для изучения всеми тремя направлениями. Почти все они изучаются на 1-2 курсах, только отдельные дисциплины отложены на 3-4 курс.
Эти предметы делятся на две большие группы – первые три строки отражают основы трех основных направлений географии (геоинформатика, физическая география, общественная география), которые затем студенты выбирают в качестве специализации. К ним примыкает группа предметов, касающихся глобальных природных и социальных изменений в прошлом и в будущем.
Вторая группа предметов – это смежные предметы: в первую очередь, такие универсальные навыки, как основы математики и программирования, английский язык. К ним примыкают основы экономических и социальных наук, а также право и основы управления.
Обратите внимание, что по сравнению с буклетом образовательной программы произошли небольшие изменения в названиях и составе дисциплин.
Трек | 1 курс | 2 курс | 3-4 курс |
Основы ГИС-технологий | Цифровая картография и ГИС | Основы дистанционного зондирования Земли | Интеграция, визуализация и анализ пространственных данных |
Основы общественной географии | Основы общественной географии и страноведения | ||
Основы физической географии | Земные сферы (гидросфера, атмосфера, литосфера, биосфера, педосфера) | Земные сферы (криосфера, океаносфера) | |
Глобальные изменения | Изменения природной среды в прошлом и палеогеография | Глобальные изменения и стратегии устойчивого развития | |
Математический трек | Введение в высшую математику | Теория вероятностей и математическая статистика | |
ИТ-трек | Цифровая грамотность | Основы программирования в Python | |
Экономический трек | Микроэкономика | Макроэкономика | Пространственная организация мировой экономики |
Основы социальных наук | Социологические идеи в геогр. исследованиях Управление развитием территорий Право | Основы гос. и муниципального управления | |
Английский язык | Английский язык (факультатив) | Английский язык (факультатив) | Академическое письмо на английском языке |
Геоинформационные технологии и пространственное моделирование
Первый курс по данному направлению посвящен основам геоинформационных технологий, второй курс – тематическим пространственным данным, их источникам и представлению. Третий курс сконцентрирован на проектно-изыскательских работах и решениях в области пространственных данных, основных инструментах пространственного моделирования. На четвертом курсе студенты учатся создавать готовые коробочные решения и продукты для государственных и корпоративных заказчиков.
Обязательным ядром специализации являются фундаментальные дисциплины по ГИС-технологиям, дистанционному зондированию земли, управлению пространственными данными (полный цикл от технологий получения первичной информации до управления базами данных и созданию инструментов и решений на их основе).
В качестве предметов по выбору данное направление предлагает своим студентам (и студентам других направлений) целый ряд дисциплин, дающих навыки сбора пространственных данных для географических исследований (как в общественной географии, так и в физической географии) и по созданию пользовательских инструментов на их основе.
Ниже представлена схема учебного плана по направлению.
Общественная география и пространственное планирование
Первый курс по данному направлению посвящен основам общественной географии и смежных социальных наук, второй курс – базовым дисциплинам по географии населения и качественным и полевым методам исследований. Третий курс призван дать студентам фундаментальные знания по ключевым разделам общественной географии и позволит овладеть методами общественно-географических исследований. На четвертом курсе студенты учатся применять и создавать инструменты для решения прикладных задач в государственном и корпоративном управлении.
Обязательным ядром специализации являются фундаментальные дисциплины по истории, теории и методам общественной географии в целом и по ее основным ветвям (социальной, экономической, политической и культурной), а также по данным и методам общественно-географических исследований.
В качестве предметов по выбору данное направление предлагает своим студентам (и студентам других направлений) целый ряд дисциплин, дающих навыки прикладных исследований пространственной организации отраслевых рынков, пространственного планирования, разработки и анализа региональных стратегий и инструментов региональной политики.
Ниже представлена схема учебного плана по направлению.
Глобальные изменения природной среды и климата
Первый курс по данному направлению посвящен основам физической географии – земным сферам (атмосфере, гидросфере, литосфере, педосфере и биосфере), на втором курсе к ним добавляется океаносфера и криосфера, а также методы исследования прошлого Земли (палеогеография) и методы инженерных изысканий. Третий курс призван дать студентам фундаментальные знания по ключевым разделам физической географии, теории и моделированию климата Земли и экосистем, а также позволит овладеть современными методами исследований природных систем. На четвертом курсе студенты освоят современные системы мониторинга окружающей среды и базы данных, методы прогнозирования природной среды и методы решения прикладных задач.
Обязательным ядром специализации являются дисциплины по основным методам получения данных о природных системах (геофизическим, геохимическим, биологическим, математическим) и моделирования природных процессов на основе обработки этих данных.
В качестве предметов по выбору данное направление предлагает своим студентам (и студентам других направлений) целый ряд дисциплин, позволяющих овладеть навыками проведения и организации проектно-изыскательских работ, методами управления природными ресурсами и оценки природных рисков, а также раскрывающих современное состояние окружающей среды в России и ее регионах, включая Арктику.
Ниже представлена схема учебного плана по направлению.