«Участие в НИРС помогло мне найти новые пути улучшения своего проекта»
Олег Петров — студент 3 курса образовательной программы «География глобальных изменений и геоинформационные технологии» — стал лауреатом в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по естественным наукам для студентов бакалавриата и специалитета» конкурса НИРС НИУ ВШЭ. Под руководством научного руководителя Андрея Александровича Медведева он представил работу «Анализ скорости естественного лесовосстановления на территориях пирогенного воздействия на основе данных ДЗЗ». С помощью трехмерных моделей леса, полученных с помощью БПЛА, он проанализировал то, как восстанавливается лес после пожаров.
Почему ты решил принять участие в НИРС?
Я узнал про НИРС еще на втором курсе, но решил принять в нем участие только на этом. Во-первых, потому, что у меня уже была работа — курсовой проект второго курса, которую оставалось только сократить. Во-вторых, мне посоветовали принять участие в конкурсе друзья: НИРС — это именно одна из тех многочисленных возможностей, предоставляемых Вышкой в целом или преподавателями нашего факультета, о которых, я уверен, слышали все студенты нашего факультета и не только — в этот раз я решил, что стоит попробовать.
Ты активно выступаешь на научных конференциях, можешь дать несколько советов ребятам, которые только начинают заниматься наукой или пишут свои курсовые проекты.
Как и участие в конференции «Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса» ИКИ РАН в ноябре (работа отмечена поощрительной грамотой), участие в НИРС помогло мне продолжить работать над курсовым проектом с начала учебного года, получить оценку своей работы и искать новые пути улучшения своего проекта. Хоть сейчас я только учусь писать научные работы, я могу сказать, что освоив научный метод и навыки презентации своих работ, это можно применять абсолютно везде — начиная от производства, заканчивая учебой.
Над проектом ты работал с Андреем Александровичем, расскажи, как проходила ваша коммуникация?
Безусловно, во время работы важно коммуницировать с научным руководителем. Во время работы над курсовым проектом второго курса я постоянно поддерживал связь с моим научным руководителем — Андреем Александровичем Медведевым. Это помогало мне оценивать свой прогресс работы, понимать, в какую сторону мне нужно двигаться и какие результаты я должен получить. Так как я работаю над проектом непрерывно несколько лет, дополняя его новыми методами и территориями исследования, и планирую продолжать работу над проектом и дальше, очень важно поддерживать непрерывную коммуникацию со своим научным руководителем. К тому же, это помогает поддерживать и развивать актуальность своей работы — если сначала я ограничивался только одним набором методов и данных, к курсовому проекту третьего курса добавляются новые данные, методы, территории — работа не стоит на месте и не развивается только в количественном отношении.
Есть ли у тебя планы на практику третьего курса?
Хоть я и заинтересован научной деятельностью в целом, я хочу пройти практику третьего курса в коммерческой компании, и я уверен, что полученные знания о научном методе и навыки выступлений помогут мне в этом.
Олег Петров, студент 3 курса, ассистент курса «Основы дистанционного зондирования Земли»
Работать над курсовым проектом «Анализ скорости естественного лесовосстановления на территориях пирогенного воздействия на основе данных ДЗЗ» мне предложил Андрей Александрович Медведев после практики первого курса. Мы обсудили проблему, саму тему, цели полевых работ. Проект мне понравился, так как проблема лесных пожаров сейчас довольно актуальна, к тому же проводить полевое исследование я должен был в Республике Саха, откуда я родом.
Осваивать относительно новый для меня метод съемки с БПЛА я начал самостоятельно уже в поле — приходилось учиться на своих ошибках, пробовать разные варианты. Но это безусловно помогло мне лучше освоить метод. Когда начался учебный год, я начал работать над "камеральной" частью проекта — собирать доступные данные, структурировать полевые данные, писать текст. Данные я обрабатывал с марта по май, и здесь тоже приходилось во многом осваивать программное обеспечение и методы обработки самостоятельно, что позволило мне довольно хорошо всё это проработать. Основная часть текста была написана в мае-июне.
Медведев Андрей Александрович