• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «География глобальных изменений и геоинформационные технологии»

Студенты второго курса защитили курсовые проекты

Во время второго курса студенты образовательной программы «География глобальных изменений и геоинформационные технологии» прошли курс по методам географических исследований и написали свои первые курсовые проекты. Защиты прошли в июне в очном формате

Студенты в корпусе на Покровке

Студенты в корпусе на Покровке
Даниил Прокофьев // Высшая школа экономики

Студенты выбрали различные темы по одному из трех направлений программы: «Геоинформационные технологии и пространственное моделирование», «Глобальные изменения природной среды и климата», «Общественная география и пространственные решения». На протяжении подготовки работы со студентами работали научные руководители - сотрудники факультета и приглашенные специалисты

Кузнецова Юлия Сергеевна

Кузнецова Юлия Сергеевна

Научную работу писать всегда сложно, а первый раз — особенно. Важно сформулировать понятный самому себе исследовательский вопрос, выбрать подходящие методы исследования, впервые глубоко погрузиться в научную литературу и сделать качественный аналитический обзор, провести исследование, написать хороший логичный текст академическим языком, в конце концов — просто держать фокус на своем исследовании в течение года — все это совсем нетривиальные задачи особенно для неопытного пока исследователя. Но все ребята прекрасно с ними справились! На защитах мы увидели не просто рефераты на заданную тему, а полноценные исследовательские проекты. Я получила огромное удовольствие, когда слушала защиты курсовых работ студентов.

Один из студентов — Александр Костюк — рассказал о том, как проходило написание его курсовой работы «География общественных пространств индийской диаспоры в Лондоне».

Александр Костюк

Работа посвящена не столько разбору каждого места, которое посещают или создают индийские транснациональные мигранты (выходцы из Индии и их потомки, которые преобразуют новое место, в данном случае — Лондон) своими культурными аспектами, то есть создают домашний ландшафт вдали от дома, сколько тому, как пространственно разделяются места резидентной концентрации и общественные пространства, заявленные как индийские. 

Исследование строится на основе теорий новой парадигмы мобильности, которые предложили Шеллер и Урри. Их поворот в изучении мобильности (и миграций, в частности) был выражен в новом видении пространственно-временного сжатия, важным ресурсом которого в наше столетие являются информационно-коммуникационные технологии. Видение пространственно-временного сжатия Шеллера и Урри выражается в том, что для транснациональных мигрантов мир не огораживается новым местом, в котором он забывает про родину, а наоборот, что человек, переместившийся далеко от дома, продолжает заботиться о родине, то есть совмещает пребывания в нескольких обществах посредством мессенджеров, социальный сетей и транспорта. 

Что означает «индийское общественное пространство в новом обществе» через призму новой парадигмы мобильности? Трансмигранты в новом месте не забывают о своём доме, а наоборот, создают обстановку дома вдали от дома. К тому же они таким образом знакомят местное население с их культурой. Такие места называются транслокальными. Собственно, этому и было посвящено моё исследование. 

Меня увлекают городские исследования, я несколько раз участвовал в экспедициях по изучению городской среды и функционированию городского пространства. Поэтому неудивительно, что за объект своей работы я выбрал общественные пространства. А мигранты — потому, что с детства живу в районе Москвы, который окружён рынками, магазинами, кафе и другими местами, в которых работают и бывают в основном мигранты. Насчёт города и отдающей людей страны мы с руководителем думали недолго. У Руслана Ахмедовича огромный опыт в заграничных практиках и широкий кругозор в научной литературе, поэтому быстро пришли к выводу, что интересно было бы изучить индийцев в Лондоне.

При всей относительной лёгкости названия работа на самом деле была сложной. Главная проблема — невозможность провести полевые исследования в течение учебного года в связи с усложнившейся геополитической обстановкой, поэтому в этом году пришлось работать дистанционно. Для анализа были выбраны рестораны, кафе, точки продажи фастфуда, магазины у дома, храмы и общественные центры. Конечно, было сложно определить транслокальные и не транслокальные общественные пространства, несмотря на наличие определённых критериев. Дело в том, что информация, представленная на сайтах, рекомендательных сервисах, в публичных отзывах об этих местах зачастую не давала исчерпывающей информации, поэтому иногда приходилось выбирать по субъективным ощущениям. В итоге получилось, что транслокальные общественные пространства — те, которые создаются британскими индийцами и в которых поддерживается индийская атмосфера, — тяготеют к боро (административным районам Лондона) с высокой долей британских индийцев. Не транслокальные, напротив, сконцентрированы в центре, а также в остальных боро, где британских индийцев не так много. 

Работа над курсовым проектом оставила исключительно положительные впечатления. В этом по большей части заслуга Руслана Ахмедовича, который направлял меня на первом пути в городских исследованиях, исправлял ошибки и стремился сделать меня и работу лучше с самого начала. Хочу отметить, что Руслан Ахмедович не навязывал свою точку зрения, давая мне таким образом свободу выражения и построения моего исследования. Надеюсь, что в будущем мои работы, написанные под руководством Руслана Ахмедовича, будут лучше и качественнее, и у меня получится впервые опубликоваться.