• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс позволяет студентам научиться формировать дизайн исследования: ставить исследовательский вопрос и проблему, формулировать гипотезы, составлять обзоры литературы. Также в рамках курса будут более подробнее изучены методологические подходы к исследованиям - как качественные, так и количественные. Эти знания и навыки являются необходимыми для написания курсовых, дипломных работ, а также для подготовки научных статей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студент владеет логикой исследовательской работы, умеет спроектировать исследование, исходя из поставленных цели и задач корректно определить методы и эмпирическую базу для работы
  • Студент способен проанализировать структуру органов управления в выбранной области государственного и муниципального управления, составить "карту" (иерархию) нормативных правовых актов и документов в ней
  • Студент умеет оформлять и презентовать результаты своего исследования, корректно ответить на возникающие вопросы и замечания
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализировать валидность и надежность собранных эмпирических данных
  • Определять качественные и количественные стратегии исследования
  • владеть навыками работы с законодательными, иными нормативно-правовыми и распорядительными актами в сфере публичного управления, научной, справочной и информационной литературой, а также релевантными аналитическими материалами
  • Уметь анализировать полномочия и функции государственных органов в сфере публичного управления
  • Определяет релевантную стратегию исследования;
  • Студент умеет находить базовые эмпирические данные по теме исследования.
  • Уметь определять стратегию исследования и выбирать адекватные методы сбора, обработки и анализа эмпирических данных
  • Умеет представлять результаты своего научного исследования в устном виде. Имеет представление о подготовке электронной презентации. Умеет обоснованно излагать свою позицию по тематике исследования, отвечать на поставленные вопросы и замечания
  • Обосновывает выбор методологической парадигмы исследования
  • способность обучаться, искать и критически анализировать новую информацию и эмпирические данные
  • разработать план проведения исследования
  • Уметь: оценивать границы использования различных организационных структур в рамках публичного управления.
  • знать основные этапы проведения исследования
  • Знают разницу между валидностью и надёжностью измерительной процедуры
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Логика исследовательской работы
  • Парадигмы и типы социально-научных исследований
  • Основные стратегии (логики) исследования
  • Валидация данных
  • Эмпирические данные и дизайн исследования
  • Структура управления и документов в выбранной сфере публичного управления
  • Типовые вопросы и замечания на защите работ
  • Кейсы интересных исследований ВШЭ 2022-2024
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение семинарских занятий
  • неблокирующий Анализ структуры органов власти и НПА
    Анализ структуры органов власти и НПА (по тематике КР) Блок I Устройство (структура) управления в выбранной сфере/отрасли – от принятия политических решений, их реализации, контроля качества исполнения функций / предоставления услуг, до объекта управления 1. Федеральный уровень: a. Есть ли органы / советы / комитеты / структурные подразделения Президентского уровня, в компетенции которых находится рассматриваемое тематическое направление? (Советы при Президенте, управления Администрации Президента и проч.) b. Есть ли профильные советы / комитеты в Федеральном Собрании (Совете Федераций, Государственной Думе) c. Как представлено данное направление в Правительстве РФ (есть ли профильные советы / комиссии), какие федеральные органы исполнительной власти (министерства, агентства, службы) вовлечены в реализацию политики по данному направлению? d. Какие бюджетные учреждения федерального уровня осуществляют функции / предоставляют услуги в рассматриваемой сфере (не забыть обратить внимание на подведы ФОИВов)? e. Есть ли профильные для данной сферы государственные корпорации / внебюджетные фонды федерального уровня / организации с федеральным участием? 2. Межрегиональный уровень (в частности, федеральные округа): a. Какие департаменты, совещательные органы по данному направлению есть в структуре Полпредств? b. Есть ли территориальные отделения профильных федеральных органов исполнительной власти межрегионального уровня? 3. Региональный уровень: a. Есть ли территориальные отделения профильных федеральных органов исполнительной власти регионального уровня? b. Какие профильные подразделения комиссии / советы есть при Губернаторе (в Администрации Губернатора)? c. Какие профильные советы / комиссии / комитеты есть в законодательном органе субъекта федерации? d. Как представлено данное направление в правительстве региона, какие региональные органы исполнительной власти (управлению, министерства, департаменты) вовлечены в реализацию политики по данному направлению)? e. Какие бюджетные учреждения регионального уровня осуществляют функции / предоставляют услуги в рассматриваемой сфере (не забыть обратить внимание на подведы РОИВов)? f. Есть ли профильные для данной сферы государственные корпорации / внебюджетные фонды регионального уровня / организации с региональным участием? 4. Муниципальный уровень: a. Есть ли территориальные отделения профильных федеральных органов исполнительной власти муниципального уровня? b. Какие профильные подразделения комиссии / советы есть при Главе муниципального образования? c. Какие профильные советы / комиссии / комитеты есть в представительном органе муниципалитета? d. Какие профильные подразделения есть в администрации муниципального образования? e. Какие бюджетные учреждения муниципального уровня осуществляют функции / предоставляют услуги в рассматриваемой сфере? f. Есть ли профильные организации с муниципальным участием? Проверить и проанализировать, нет ли для конкретно вашей тематики иных государственных и муниципальных акторов (не упомянутых выше). Отрефлексировать и отразить на блок-схеме, как выявленные органы власти / организации / учреждения соподчинены / скоординированы / взаимодействуют между собой. Блок II Структура профильных НПА и государственных/муниципальных документов 1. Определить и зафиксировать базовые профильные законы и подзаконные акты согласно иерархии НПА и уровням власти. Чтобы не пропустить НПА, можно, можно ориентироваться на базовых перечисленных акторов в Блоке I 2. Определить и зафиксировать профильные государственные и муниципальные документы (национальные проекты, концепции, стратегии, государственные программы, бюджеты, генпланы и проч.) Отрефлексировать и отобразить на блок-схеме взаимосвязь / соподчинение / скоординированность указанных актов и документов. Схемы должны быть аккуратно оформлены, ясно и однозначно «читаемы» и трактуемы
  • неблокирующий Методологический обзор статьи
  • неблокирующий Research Proposal
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Research Proposal + 0.3 * Анализ структуры органов власти и НПА + 0.3 * Методологический обзор статьи + 0.1 * Посещение семинарских занятий
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Adcock, R., & Collier, D. (2001). Measurement Validity: A Shared Standard for Qualitative and Quantitative Research. https://doi.org/10.1017/s0003055401003100
  • Collier, D., & Adcock, R. (2001). Measurement Validity: A Shared Standard for Qualitative and Quantitative Research. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4759268E
  • Social science methodology : a unified framework, Gerring, J., 2012
  • Дюркгейм, Э.  Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм ; переводчик А. Б. Гофман. — 4-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 307 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06587-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516309 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил [Электронный ресурс] / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). - 978-5-7598-1469-6 - Радаев В. В. - 2019 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382693 - 382693 - iBOOKS
  • Методика научно-исследовательской работы : учебное пособие. — Москва : МГИМО, 2014. — 124 с. — ISBN 978-5-9228-1016-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/65789 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Основы государственного и муниципального управления : учеб. пособие, Рой, О. М., 2020

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Social science methodology : a unified framework, Gerring, J., 2013
  • Как организовать и представить исследовательский проект: 79 простых правил [Электронный ресурс], Радаев, В. В., 2005
  • Купряшин, Г. Л.  Основы государственного и муниципального управления : учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 582 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15787-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509711 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Руководство по написанию проектов научного исследования на английском языке (для социальных дисци..., Дугарцыренова, В. А., 2020

Авторы

  • Климова Анна Викторовна
  • Уткина Валерия Владимировна