Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Историки на "Вышке будущего"

В Вышку весна пришла вместе с грандиозным по масштабу событием – общеуниверситетским днем открытых дверей «Вышка будущего». Образовательные программы бакалавриата ФГН провели мастер-классы для абитуриентов и ответили на десятки вопросов в Атриуме на Покровке.

Историки на "Вышке будущего"

Павел Пучков

 

Образовательная программа «История» обратилась к Петровской эпохе и предложила участникам мастер-класса прочитать указы царя и вместе подумать над его кадровой политикой. Мы назвали наш мастер-класс «Что общего между историком и сыщиком?», частично апеллируя к известной работе Карло Гинзбурга.

Между двумя профессиями общее, конечно, обнаружить несложно: оба заинтересованы в том, чтобы установить истину. И мешает нам подчас одно и то же, а именно — стереотипы и шаблоны, которые мешают видеть те факты, которые в них не вписываются. Мы предложили участника мастер-класса подумать о том, каким мог быть оригинальный состав Правительствующего Сената, если бы соблюдалось два условия: во-первых, Петр Великий мог назначить в него любого из своих сподвижников; во-вторых, действовал бы известный стереотип о неприятии Петром «старых порядков» и тех людей, которые с ними ассоциировались. Действие первого условия в феврале 1711 года ограничивалось очень простым и понятным обстоятельством — царь отправлялся в Прутский поход, многие близкие ему люди должны были сопровождать его. Кроме того, все еще продолжалась довольно активная фаза Северной войны, а значит многие сподвижники царя были заняты чем-то таким, что никак не предполагало одновременного членства в Сенате. Это обстоятельство часто не учитывалось. Тем не менее, участники мастер-класса верно определили 7 из 11 членов оригинального состава, что свидетельствует об их эрудиции и хорошем уровне подготовки! А вот место остальных заняли деятели, биографии и карьерные траектории которых хорошо соответствовали расхожим представлениям о кадровой политике великого монарха. Как часто бывает, стереотипы — неплохой ориентир, но не каждый частный случай вписывается в них, по крайней мере без остатка. Это простую мысль мы и хотели донести до наших будущих студентов. 

Александр Юрьевич Юрский, преподаватель Школы исторических наук ФГН НИУ ВШЭ

Павел Пучков

На нашем мастер-классе был сделан акцент на тех возможностях, которые открывают перед историками цифровые технологии. Указ о создании Сената был написан лично Петром I, и его расшифровка требует особых палеографических навыков, которые также востребованы для цифровых научных проектов ведущих компаний, участвующих в развитии ИИ. Так, были продемонстрированы возможности искусственного интеллекта, обученного на материалах рукописей Петра I, в разработке которого участвовали исследователи Школы исторических наук. Мы посмотрели и другие оригинальные документы и показали, как обученные человеком машины справляются с ними. Искусственный интеллект — большой помощник историка, и при его обучении нужны квалифицированные гуманитарии. Это новое и очень перспективное направление профессиональной самореализации наших выпускников, и наша образовательная программа учитывает это.

Мария Святославовна Петрова, академический руководитель ОП "История"

Мастер-класс
Павел Пучков

В течение нескольких часов студенты программы отвечали на вопросы абитуриентов о том, что значит учиться истории в московском кампусе.

Самым популярным среди абитуриентов и их родителей был вопрос о карьерных возможностях после окончания обучения. Ребята также интересовались тем, насколько тяжело у нас учиться, насколько интересные предметы на программе.  Живейший интерес у школьников вызвали рассказы о практике — археологической и музейной. Немало вопросов возникло из-за пятилетнего бакалавриата — ребята думали, что это приравнивается к специалитету. Особое беспокойство у абитуриентов вызвал отказ от Болонской системы — школьники задавались вопросом, как теперь будет выглядеть их траектория обучения без привычных бакалавриата и магистратуры [прим. ред. – в самом скором времени ответ на этот вопрос будет дан на федеральном уровне].

Алёна Савельева, студентка 4 курса ОП “История”

Павел Пучков

Старт приемной кампании ожидается 20 июня, когда абитуриенты смогут подать документы в НИУ ВШЭ. А до этого дня нас ждет еще несколько мероприятий, которые обязательно нужно посетить.

16 марта

Вебинар

"Как поступить в Вышку в 2025 году?"

12 апреля

День открытых дверей

Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ

Мы также приглашаем всех абитуриентов задавать вопросы про программу в специальном опроснике и заглядывать на новую страничку Школы исторических наук, на которой мы собираем всю самую актуальную информацию про поступление.