«Вышка закаляет людей»
Выпускница 2015 года Анна Чарчоглян — о незаметной, но важной роли продюсера, вкладе образования в профессию и разрыве исторического шаблона
— С чего началось твое поступление в Вышку?
— Я из города Воскресенска, это в ста километрах от Москвы, там не было нормальных вузов, только филиалы, поэтому общая тенденция по городу — «в Москву, там знания, там престиж». О Вышке я узнала в 11 классе, когда готовилась к ЕГЭ по истории. Моя «суперкрутая училка», как мы ее называли, доктор исторических наук, посоветовала мне этот вуз. Я готовилась к МГУ естественно, но Вышку имела в виду. В итоге поступила везде, а выбирала между Вышкой и МГПИ им. Мориса Тереза (сейчас МГЛУ), где было не историческое, а ближе к международным отношениям, регионоведению, направление.
— Итак, ты поступила и пришла на первый курс, какими были твои первые впечатления?
— Это была совсем иная история, не та, которую нам преподавали в школе. Я подумала, как устарела школьная программа, ее нужно менять. Может быть, поэтому многие дети не интересуются историей. Эта наука гораздо интереснее, сложнее, многограннее, чем тот скучный предмет, который дают в школе.
— Кем ты тогда ожидала себя видеть после окончания бакалавриата?
Это наверно был самый популярный вопрос, когда я готовилась к поступлению на исторический и когда училась. В итоге, мы с подругами выработали универсальный ответ:«Я буду президентом». После этого все замолкали.
У меня не было какого-то четкого представления, но я понимала, что мне история нравится, она меня увлекает. Еще было интересно учить языки — английский и немецкий, которые давались, и вообще история — фундаментальное гуманитарное образование.
— Как ты попала в продюсерский центр, в котором сейчас работаешь?
— Я люблю начинать эту историю с фразы «Я опаздывала на свидание». Вот, я опаздывала на свидание. Когда пришла в кафе, мой молодой человек уже успел познакомиться с моим будущим руководителем. Она бывшая балерина, руководит компанией РУС АРТ, которая организует гастроли балетных артистов. В тот момент я как раз была в поиске работы. Составила резюме, отправила на почту запрос о том, что я очень хочу работать в этой компании, прошла собеседование, и меня приняли.
Я ассистент продюсера, будущий продюсер. Поварившись в этой кухне, я бы сказала, что эта профессия и опасна и трудна, и на первый взгляд как будто не видна. Немногие понимают, что конкретно этот человек делает. Понятно, что без Константина Меладзе не было бы группы «ВИА Гра», их песен. А когда это связано с театром, с балетом, чем-то известным во всем мире, непонятно, зачем такой человек нужен. А делает он очень много.
Анна с солистом Пермского театра М.Фадеевым, исполняющим роль Ротбарта в балете «Лебединое озеро»
— Объясни на конкретном примере.
— К сожалению, у нас не очень обстоят дела с культурой в регионах, недофинансирование. Хотя там есть большие таланты и ими нужно заниматься. Один из способов поддержать такие коллективы — организация гастролей по России и за рубежом. Наш последний проект — это Пермский театр. На Западе ее знают, но в меньшей степени, чем Мариинку и Большой, но это третья труппа в стране. Там действительно очень сильные танцовщики, а художественный руководитель — обладатель «Золотой маски», это наша высшая театральная награда. Мы организовывали их гастроли в Канаде.
В Канаду мы привозили «Лебединое озеро», нашу визитную карточку, от которой западные зрители в полном восторге: там сейчас развивается модерн, контемпорари — современный танец, но им интересен классический балет, в его изначальном понимании. Было шесть спектаклей и был полный аншлаг.
— Мешает ли работе международная политическая обстановка?
— Это не чувствуется в отношениях с партнерами. Конечно, нашему продюсеру не сразу удалось выстроить доверительные деловые отношения. Изначально к ней относились так: «Русские, на них нельзя полагаться». Но за долгое время общения это отношение изменилось, продюсер наладила контакты, и мы смогли сделать эти гастроли. Трудности скорее возникают при работе с документами. Их слишком много, сложно оформить визу.
— Какие навыки и качества нужны в твоей профессии?
— Дипломатичность, стрессоустойчивость, улыбка. Эта работа требует большой концентрации внимания, нужно не упустить много деталей. Есть театр, есть люди, которые приглашают этот театр, и еще третья сторона — зритель. Все должны быть довольны — и это задача продюсера. Плюс мы работаем в разных часовых поясах: продюсер находится в Сан-Франциско и работает оттуда, с ней у нас разница во времени 11 часов, а с Пермью —в 2 часа.
— Можно ли сказать, что что-то из этих качеств в тебе воспитал истфак?
— Первым двум точно. Да и концентрации внимания. Умение из огромного объема информации нужно быстро вычленить то, что необходимо очень нужно в работе. Я, в том числе, делаю презентации по каждой из балетных трупп, и нужно найти самое интересное, то, что зацепит наших партнеров, заинтересует. Кроме этого, в каждую труппу, чтоб хорошо ее описать, надо влюбиться, тогда и тот, кому я их представляю, полюбит их спектакли. Вышка закаляет людей, я иногда вспоминаю, как выжила одну сессию — на втором курсе, когда были средние века.
— Средние века дались тяжело, а какой период тебе давался легче, чем остальные?
— Мне всегда нравилась Древняя Русь, и я обожала предмет — сокращенно он назывался «СИДы» — специальные исторические дисциплины, где мы учились читать древнерусские тексты, скоропись. Мне это было настолько интересно, что я могла по пять раз подходить к одному и тому же тексту, разбирать вначале отдельные слова, из которых потом образуется текст и смысл.
— Диплом ты тоже посвятила Древней Руси?
— Нет, все четыре года у меня были разные темы, а диплом — про Елизавету Петровну. На четвертом курсе мне пришла мысль писать про балет, я еще не знала о том, что буду работать в этой сфере, но когда-то танцевала сама, и это было мне интересно. В итоге что-то не совпало, я обратилась к нашему куратору, и мы нащупали эту тему. В итоге получилась одна из самых интересных для меня работ. Долгими зимними вечерами я думаю о том, чтобы ее продолжить.
Есть определенный образ Елизаветы Петровны в истории — легкомысленная, не занимающаяся государственными делами. Я пыталась найти этому опровержение на примере судопроизводства. Действительно, попались материалы, по которым было видно, что именно сама императрица принимала решения по судебным вопросам, к ней лично обращались за помощью, правда дела были больше по иностранцам.
— Ты защитила диплом, закончился бакалавриат — что дальше?
— Я решила поступать в магистратуру на медиакоммуникации. Не добрала баллов, потому что не было опыта работы в СМИ. Но поскольку я не москвичка, а остаться в Москве было нужно, я быстренько сдала экзамены на филологию, но за год поняла, что это совершенно не мое, и ушла. Там были интересные предметы, особенно сравнение различных переводов литературных текстов, но это было полезно только для общего развития. Я начала получать такие оценки, которых в жизни не получала. Пропала самодисциплина, и мне это не нравилось. Я сосредоточилась на работе. Но есть планы по продлению обучения и получению дальнейшего образования.
Труппа Пермского театра оперы и балета на гастролях в Мореале, февраль 2017 г.
Текст: Денис Маслаков (ОП «Журналистика»)
Фото из личного архива Анны Чарчоглян и архива агентства РУС АРТ