«Мой совет поступающим за границу — не бояться студентов, которые учатся здесь»
Выпускница 2016 года Александра Анохина об экстремальном погружении в языковую среду, кочевой жизни историка и секретах поступления в зарубежную магистратуру.
— Александра, вы поступали в 2011 году, вместе с первым набором на программу «История», но окончили только в 2016-м. Как так получилось?
— После третьего курса я на год уехала учиться в Католический университет Лёвена, поэтому у меня бакалавриат продлился дольше, чем обычно.
— Почему ты выбрала именно НИУ ВШЭ и почему именно историю?
— На самом деле я выбирала между историей и биологией. Но мне нравилась история, нравилось то, что называется в школьном курсе «обществознанием». А Вышку я выбрала, потому что мне хотелось заниматься историей ХХ века и работать с Олегом Витальевичем Будницким. С ним я проработала весь первый курс, но потом поменяла направление исследований и начала работать с Александром Владимировичем Мареем. Ещё Вышка привлекла меня тем, что с одной стороны исторический факультет очень молодой, но при этом здесь очень сильный профессорский состав. Важный момент — это прозрачность всей системы поступления, которая так характерна для Вышки и нехарактерна для других университетов, к сожалению.
— Ты счастлива, что закончила именно этот университет?
— Да, Вышка дала очень многое для формирования меня, как исследователя. Обучение здесь — это очень полезный опыт, несмотря на то, что иногда это было сопряжено с определенными трудностями.
— Ты думала, что после Вышки сможешь уехать заграницу, получить образование там?
— Когда мы начали учиться, нам говорили, что исследователю нужно знакомиться не только с отечественными академическими реалиями, но и поездить мир посмотреть. В этом отношении нам помогали с первого курса, если кто-то хотел продолжать свои исследования за границей, или просто посмотреть, познакомиться с иностранными академическими системами — исторический факультет предлагал такие возможности. Я занимаюсь Средними веками и Ранним новым временем, историей западной Европы, поэтому для меня это закономерный процесс — куда-то ездить, добывать источники, которые в силу объективных причин невозможно обнаружить в России. Поэтому для историка пребывание за границей, в общем-то, абсолютно нормально.
— Как же ты поступила в магистратуру Оксфорда?
— Приемная комиссия завершается каждый год, кажется, в январе. Для поступления нужно отправить правильный набор документов, написать эссе, по которому будет оцениваться твой академический потенциал и связаться с научным руководителем с которым хочется писать. Кроме того нужно было ответить на вопросы в анкете, и, вероятно, мои ответы сочли достойными внимания. Тут нет ничего сложного, никакой тайны, нужно просто писать работы и исследовать.
— Когда ты оказываешься в англоязычной сфере, легче ли учить язык?
— Да конечно! Когда я только начала учиться в Вышке мой английский был очень плох, у меня было 4 из 10 и это было счастье! Прорыв случился, когда я уехала в Бельгию. Сначала мне было страшно и тяжело, но потом произошла быстрая адаптация. Я мгновенно погрузилась в эту среду. Нужно было постоянно говорить и писать на английском, лекции и семинары тоже были на этом языке. Мои более продвинутые в английском друзья проводили большую редакторскую работу с моими текстами, но потом я потихоньку начала наблюдать, как говорят люди, как пишут, плюс много читала. В течение одного семестра мой уровень заметно вырос. Не нужно этого бояться и лучше конечно ехать в англоязычную страну. Когда оказываешься в этой среде язык учится быстро.
— Сложно ли тебе учиться за границей и так далеко от родного дома? Скучаешь ли ты? Хочешь ли вернуться? Все-таки здесь в России у тебя все близкие люди.
— Все зависит от того, как мы себе представляем, что такое Родина. У исследователя, историка, студента магистратуры (а я надеюсь ещё и стать студентом PhD) жизнь кочевая. Но время от времени я вспоминаю, о том, как замечательно было учиться в Москве в компании моих дорогих однокурсников. Или об общежитии «Дубки», о котором у меня остались очень приятные воспоминания. Дорога из общежития в университет воспитывает, конечно, смирение.
— Расскажи подробней про свои исследования. Чем ты занимаешься сейчас?
— Я занимаюсь несколькими темами. Мой диплом был посвящен Нидерландскому мистицизму в средние века. Но ещё курсе на втором я начала заниматься темой, по которой сейчас пишу магистерскую диссертацию: понятие государства и отношения между церковной и светскими властями в Испании Раннего нового времени. Кроме этого, я сейчас занимаюсь довольно интересной, но немного маргинальной темой — из истории Советского союза, эксперимент по образованию женских коммун и женских колхозов в ХХ веке. В Европе активно интересуются гендерными вопросами на материале СССР. Это интересно и мало исследовано.
— Когда ты поступала в зарубежный вуз, то думала, что нужно держать планку и не ударить «лицом в грязь»?
— У меня не было какого-то мандража насчет обучения за границей. Отчасти это связано с тем, что в Вышке действительно сложная программа. Это готовит ко многим неожиданностям, которые могут случиться со студентом за границей. У нас несопоставимое количество предметов. Когда я училась в Вышке, у нас был спектр курсов по социологии, по экономики, а это готовит к любым проявлениям академической жизни. В целом, мой совет поступающим за границу — не бояться студентов, которые учатся здесь. Не нужно думать, что все они здесь мега-умные, а мы не очень. Это всё неправда! По моим наблюдениям зачастую оказывается наоборот, многие приезжие студенты оказываются умнее, успевают значительно больше. Плюс ко всему Вышка хорошо готовит к тому, что называется «дедлайн».
— Чем отличается европейский подход к образованию от нашего? Какие плюсы и минусы ты заметила, учась в Бельгии и Англии?
— Главное отличие: в Европе студент предоставлен сам себе. Дается определенный список литературы, который нужно прочитать, по которому нужно написать эссе. Например, когда я училась в Бельгии, у нас был предмет «История церкви». 80% всего этого курса составляли лекции и 20% семинары, которые не были связаны с основной темой курса. Студенту необходимо было готовиться исключительно по лекциям и литературе, которая дается каждому курсу. Твоя подготовка к экзамену — это то, что ты наслушал на лекциях и прочитал сам. Там дается очень много времени на самоподготовку, поэтому очень важна самодисциплина. В Вышке такого нет, в основном тут упор делается на семинары. В Европе семинары обычно идут как отдельный предмет, за который отдельно насчитываются кредиты.
— Ты планируешь остаться в Англии или вернуться в Россию?
— Я стараюсь особо не загадывать поскольку наука вещь непредсказуемая: сегодня ты можешь оказаться здесь, а завтра там. Но бессмысленно скрывать, мне нравится Оксфордский университет и было бы большой честью и удовольствием остаться здесь.
— Каково это учиться в одном из лучших университетов мира?
— У меня нет синдрома исключительности. Здесь интересно учиться, великолепная библиотека и плюс мой колледж — очень уютное место. В целом тут очень комфортно и есть все возможности для занятия любой темой.
— Какой совет ты можешь дать студентам Вышки которые хотели бы поступить в зарубежную магистратуру?
— Главное не бояться! Не бояться нового, и того, что ты можешь не соответствовать уровню. Нужно смелее писать письма, задавать вопросы, связываться с научным руководителем, и вообще, с людьми, которые могут потенциально помочь. Российским студентам иногда свойственно самоуничижение и самоедство — и его нужно в себе побороть. И конечно, читайте художественную литературу, это очень помогает в общем кругозоре, в общении с людьми, да и просто в жизни. Наконец, надо стараться найти несколько интересующих сюжетов, поскольку для историка необходимо быть подвижным и гибким.
Текст: Анастасия Кучеренко (ОП "Реклама и связи с общественностью")
Фото: из личного архива А.Анохиной