Будущая профессия
7 карьерных треков историка
Научная деятельность
Мы целенаправленно готовим наших студентов к академической карьере. Наши студенты имеют возможность поступить на две исследовательские магистерские программы Школы исторических наук: «Русь и средневековый мир» и «История современного мира» (шансы на магистратуры других гуманитарных направлений также очень хороши благодаря отличной подготовке и внушительному портфолио). Нашим студентам доступен единый трек магистратура-аспирантура, обеспечивающий очень хорошую стипендию, а вместе с ней и шанс заниматься научной деятельностью без необходимости искать подработки. Научная репутация НИУ ВШЭ позволяет нашим выпускникам претендовать на вакансии в лучших исследовательских центрах России и мира.
Преподавание
Многие наши выпускники выбирают преподавательскую стезю и успешно работают в этой сфере. Студенты изучают методику преподавания истории, проходят педагогическую практику, работают учебными ассистентами преподавателей. С 2025/2026 года студентам доступен модуль дополнительной квалификации «Преподаватель гуманитарных дисциплин». Успешно освоившим его студентам будет предоставлен сертификат, подтверждающий наличие педагогической квалификации.
Музейное дело
Музеи переживают второе рождение и становятся ключевыми игроками на культурном поле. И они нуждаются в профессиональных историках, способных грамотно выстроить музейный нарратив, сделать качественный этикетаж, вместе с музееведами создать хорошую экспозицию. Дисциплина «История и музеи» и музейная практика дают нашим студентам как хорошее понимание того, как устроен музей, так и знакомят с потенциальными работодателями.
Вы можете встретить выпускников программы в лучших музеях страны: Музее Москвы, Музее космонавтики, Политехе, Музее русского импрессионизма и многих других.
Архивное дело
Архивы – ключевая для историка институция. Наши студенты прекрасно знакомы с их информационным потенциалом и внутренним устройством. Крупнейшие архивы России с радостью принимают наших выпускников на работу, поскольку уже знакомы с ними по архивной практике. Последнее время активно развивается и новая отрасль – корпоративные архивы. Ведущие IT-компании занимаются оцифровкой архивных фондов и заинтересованы в услугах профессиональных историков.
IT-индустрия и медиа
Диджитал-студии и IT-компании всегда были и будут заинтересованы в гуманитариях. Контент, который они создают, имеет цифровую оболочку, но ориентирован на людей. Поэтому IT-индустрия обеспечивает спрос на специалистов, которые умеют работать с информацией, даже если не обучены писать код. Цифровая культура (Digital culture) занимает видное место в учебном плане образовательных программ НИУ ВШЭ. Наши историки знакомятся с самыми интересными и перспективными практиками Digital humanities, работают с искусственным интеллектом, владеют ГИС-сервисами, прекрасно понимают возможности современных цифровых технологий. Так что в IT-индустрии они находят себя без проблем.
Медиа и СМИ стабильно принимают на работу историков. Умение работать с информацией и создавать тексты – все еще важнейшее качество любого журналиста и редактора. Количество известных журналистов и главных редакторов с дипломом историка говорит само за себя.
Туристический сектор
Бум внутреннего туризма и рост популярности научно-популярного туризма очень существенно расширил еще одну традиционную сферу самореализации историков. Крупные и малые города России открывают собственное прошлое, ищут в нем что-то интересное для гостей. И лучше историков никто не может справиться с этой задачей. Наши студенты прекрасно представляют, где искать информацию и как ее правильно подавать разным аудиториям. И обязательная сертификация экскурсоводческой деятельности с 2025 г. их не пугает: полученное в НИУ ВШЭ образование – гарантия успешной сдачи любого экзамена.
Органы власти
Министерства и департаменты образования и культуры нуждаются в грамотной исторической экспертизе, которую могут обеспечить наши выпускники. Опыт обучения в огромном топ-вузе, с его правилами и регламентами, с первых дней готовит их к карьере в государственных учреждениях, которые ценят строгое следование нормам, ответственность и пунктуальность. И историки лучше других знают правила и практики работы государственных учреждений.