• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современные исследовательские практики в исторической науке

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предусматривает ознакомление студентов с широкой панорамой современных подходов и методов анализа в исторической науке последних десятилетий, по итогам целой серии так называемых «поворотов» 1970-1990-х годов: лингвистического, антропологического, визуального, перформативного и т.д. В рамках занятий будут рассмотрены актуальные тенденции в таких перспективных и меняющихся «традиционных» областях, как социальная, глобальная и «переплетенная» история, историческая антропология, сравнительная история, микроистория, история эмоций и «частной жизни», история образов и представлений, биографические и гендерные исследования. Особое внимание будет уделено сдвигам в сфере интеллектуальной истории, истории знания и образовательных институций. Также предметом обсуждения станут, с одной стороны, жанровое разнообразие современных форм публичного представления истории (монография, тематические подборки и блоки в периодике, популяризация), с другой - риторика и образцы академической дискуссии. Занятия будут происходить в форме лекций и семинаров. Указанные знания и исследовательские навыки, полученные в рамках курса, должны быть востребованы при написании студентами ВКР и реализации их дебютных исследовательских проектов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины «Современные исследовательские практики в исторической науке» – изучить особенности современных подходов и методов анализа в исторической науке последних десятилетий, по итогам целой серии так называемых «поворотов» 1970-2010-х годов: лингвистического, антропологического, постколониального, визуального, перформативного, переводческого и т.д.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит основные понятия, термины и концепции современного исторического знания
  • Выявляет основные стратегии в современных исторических исследованиях, их способы построения и аргументации
  • Интерпретирует жанровое разнообразие современных форм публичного представления истории
  • Определяет особенности риторики и образов академической дискуссии в современной исторической науке
  • Использует методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы современных исторических подходов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в дисциплину. Теория и методология истории
  • Тема 2. «Повороты» в науках о человеке и обществе и историческая наука
  • Тема 3. Основные направления новой культурной истории
  • Тема 4. Современная интеллектуальная история и ее ведущие подходы
  • Историческое исследование и его этапы
  • Исторический нарратив и формы его репрезентации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Письменная работа (введение курсовой работы)
    Студенты должны (до 4 мая включительно) представить письменный текст (введение курсовой работы), который должен содержать следующие пункты: 1. Название темы курсовой работы 2. Актуальность исследования 3. Историографический анализ по теме исследования 4. Проблема исследования 5. Объект и предмет исследования 6. Новизна исследования 7. Цель и задачи работы 8. Источниковая база исследования / характеристика источников 9. Методология исследования (подробная характеристика подходов и методов, которые будут использованы в работе) 10. Список источников и литературы Подробнее об основных компонентах введения курсовой работы см. Правила подготовки и защиты курсовых работ для направления 46.03.01 «История» (бакалавриат).
  • неблокирующий Тест по материалам лекций
  • блокирующий Экзамен
    Итоговая оценка по дисциплине является среднеарифметической и считается по формуле: 0,2 письменная работа (введение курсовой работы) + 0,1 тест (по материалам лекций) + 0,4 работа на семинарах + 0, 3 экзамен. Получение автомата предусмотрено в случае получения студентом оценки 8 и выше (автомат не округляется и начинается с оценки 8; 7,9 = 7). Формула накопленной оценки для расчета автомата: 0,3 письменная работа (введение курсовой работы) + 0,1 тест (по материалам лекций) + 0,6 работа на семинарах.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.2 * Письменная работа (введение курсовой работы) + 0.4 * Работа на семинарах + 0.1 * Тест по материалам лекций + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата, Кувшинская, Ю.М., 2019
  • Глобальная история современной историографии, Иггерс, Г., 2012
  • Знание о прошлом. Т.2: Образы прошлого, Савельева, И. М., 2006
  • Историческая антропология : пособие к лекционному курсу, Кром, М. М., 2004
  • История и тропология: взлет и падение метафоры, Анкерсмит, Ф. Р., 2003
  • История понятий, история дискурса, история метафор : сб. ст.: пер. с нем., , 2010
  • Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре : пер. с нем., Бахманн-Медик Д., 2017
  • Теория и методология истории : учебник и практикум для вузов / А. И. Филюшкин [и др.] ; под редакцией А. И. Филюшкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 323 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-1820-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510953 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Знание о прошлом. Т.1: Конструирование прошлого, Савельева, И. М., 2003

Авторы

  • Холматов Темурмалик Комилджонович
  • Польской Сергей Викторович