VI Выездная школа студентов-историков «Историко-культурное наследие Центральной России»
28 сентября – 1 октября прошла VI Выездная школа студентов-историков «Историко-культурное наследие Центральной России». В этом году ее поддержал Фонд образовательных инноваций в рамках программы Высшей школы экономики «Открываем Россию заново». Студенты посетили десятки памятников Ивановской области, многие из которых не опубликованы и находятся в полуразрушенном состоянии.
В этом году Вышка запустила масштабный проект под кодовым названием «Открываем Россию заново»: экспедиции со студентами по городам и весям России. Мы со Львом Масиелем Санчесом и Андреем Виноградовым воспользовались этим, взяли с собой пятнадцать отличников по истории искусства и исторической географии и объездили самую далекую от туризма губернию нашего центра -- Ивановскую область, страну с безупречной линией горизонта.
Начали, pro forma и для вдохновения, с классики: Владимира, Суздаля, Кидекши. Но целью нашей стали Красный Манчестер (сиречь Иваново), Кинешма, Шуя, Вичуга, Палех, Шартомский монастырь, Кощеево, Парское, Острецово, Красное, Бонячки, Красное, Дунилово, Борхачево, Виденьё, Лух, Фурманов, Ермолино, Бутынское, Горицы.
Помимо поддержки Вышки здорово помогло письмо митрополита Иллариона, наших историков уважающего. С этим письмом, разлетевшимся по самым дальним приходам епархии с армейской быстротой нас встречали и провожали священники, монахи и монахини, мы видели то, что скрывают часто не по злобе, а по инстинкту сохранения.
В этих землях триумфальное шествие православия в 1990-2000-х сопровождалось тотальным ограблением всех (ВСЕХ!) сельских храмов, сохранивших в советском безвременье десятки икон и целые двухсотлетние иконостасы. Иные храмы поразительны по сохранности, другие не дают повода радоваться отечественной охране памятников, открыты всем ветрам и ворам. Видели почти шедевры в деревнях, гордящихся разве что присутствием на карте, парой коз, трактором, его трактористом, настоятелем и тремя прихожанками.
На тридцать увиденных храмов ни одного идентичного. Ни одного священника, похожего на соседа. Студенты сжились с закомарами, ложным и истинным двустолпием, шестистолпием, ендовой, "сухариками"=дентикулами, бегунцом, сандриками и прочими прелестями описания и анализа памятников. Одним словом, увидали дали. Но про наши труды и дни они расскажут сами.
Олег Воскобойников
День I. Владимиро-суздальское зодчество
В первый день мы посетили Владимир, Боголюбово и Суздаль, познакомившись с их древностями. Основные архитектурные ансамбли Северо-Восточной Руси были созданы в середине XII-первой половине XIII веков. Мы осмотрели основные постройки, от самой ранней из них – церкви Бориса и Глеба в Кидекше, некогда резиденции Юрия Долгорукого, до шедевров Владимира, созданных в стиле, который принято называть «русской романикой», и Рождественского собора в Суздале. Особое внимание мы уделили описанию и анализу архитектурных форм в их связи с каменным декором.
В Суздале же наше внимание привлекли знаменитые бронзовые врата конца XII в. с их редкой иконографией богородичных праздников, в частности, первым изображением Покрова Богородицы. Традиции домонгольсого периода заложили основы для дальнейшего развития архитектуры окружающих земель вплоть до Нового времени. Ряд черт западноевропейского архитектурного наследия прочно закрепились в церковной архитектуре Северо-Восточной Руси, что мы и обнаружили в следующие три дня.
Кирилл Безенков
День II. Иваново и окрестности
В пятницу утром, погрузившись в «Пазик», мы отправились смотреть на, наверное, самый выдающийся образец ивановского конструктивизма – Дом Коллектива. Группе удалось не только осмотреть комплекс, но и пообщаться с директором ТСЖ здания и обсудить его плачевное состояние. Затем мы посетили села Введеньё, Горицы и Дунилово, где осмотрели и сравнили несколько церквей и соборов, построенных в середине XVII-начале XIX вв.
В городке Вичуга перед нами предстала весьма необычная церковь Воскресения (1911 г.) подражающая в кирпиче силуэту Успенского собора и колокольни Ивана Великого Московского кремля. На эту 90-метровую колокольню нам любезно разрешил подняться иерей, охотно поделился преданиями и былями из истории собора советского времени. Здесь же, в Вичуге, мы видели впечатляющее и неплохо сохранившееся огромное здание фабрики Коноваловых, приписываемое Ивану Жолтовскому: ее колоссальный портик украшен пятью (!) колоннами.
Затем мы отправились в Кинешму, где обнаружили ошибку, допущенную в «Своде памятников Ивановской области»: в Успенском соборе мы насчитали восемь столпов вместо указанных шести. Церковь Успения необычна своей структурой: двойной восьмерик на четверике больше нигде не встречается, во всяком случае в этих землях. В церкви Преображения мы обнаружили иконостас, обклеенный линолеумом «под мрамор».
Полина Якушева
День III. Лух, Палех
Лично для меня этот день начался с небольшого стресса, поскольку мне предстояло представить свой доклад о храмовом ансамбле поселка (а некогда уездного города) Лух, но он оказался одним из самых насыщенных и атмосферных из всей нашей поездки.
Помимо собственно посещения памятников, запланированных по программе, особенно запомнилось общение с местными батюшками, матушками и прихожанами: нам выдалась уникальная возможность увидеть на практике всю разнородность представителей православного духовенства, чьи свойства характера весьма явно отражаются на обстановке во вверенных им храмах: именно в провинции, где каждый настоятель душой радеет за свой приход, ощущается индивидуальность каждого.
Также крайне удивительно было обнаружить такое количество заброшенных церквей – несмотря на всю кажущуюся безграничной на первый взгляд мощь РПЦ желание восстанавливать церкви почти не распространяется на глухие местечки. Величественные руины, которые некогда были местом сосредоточения всей духовной жизни села, теперь открыты всем ветрами, и нельзя не отметить, что это придает им особый шарм.
Очень приятное впечатление оставило посещение музея в городе Палех, где богатая коллекция русской иконописи в сочетании с подробнейшими комментариями преподавателей ВШЭ помогла мне по-новому взглянуть на этот вид искусства – то, что раньше казалось несколько унылой, с вечно повторяющимися сюжетами религиозной живописью, заиграло новыми красками, и теперь мне действительно хочется вникнуть в русскую иконографию.
Людмила Ерамова
День IV. Снова Иваново и окрестности
Последний день стал, пожалуй, самым разнообразным в плане архитектуры. С утра трёхчасовая прогулка по памятникам модерна, конструктивизма и неоклассицизма времен Сталина в Иванове, после обеденного перерыва деревенские церкви Ивановской области XVIII-XIX вв. и экскурсия в женском монастыре.
Большинство памятников модерна и конструктивизма подвергалось перестройкам и реставрациям. Мы фиксировали и обсуждали эти изменения, пытаясь реконструировать облик города, имевшего для большевиков совершенно особый статус, поскольку здесь зародилось рабочее движение. Тем не менее, даже Дом Советов, проект громадины из нескольких зданий, соединённых застеклёнными переходами, воплотился меньше чем на половину.
От проекта осталось одно здание с фасадом, украшенным портретом Ленина и воодушевляющим призывом к пролетариату Москвы, Ленинграда и Иваново-Вознесенска. Больше ничего воодушевляющего в здании не осталось: передний фасад дома Советов выкрашен в жёлтый цвет, боковые же стены сохранили свою изначальную кирпичную кладку. Сейчас сложно поверить в то, что Советская власть возлагала большие надежды на «Красный Манчестер» как на крупный центр промышленности. Однако здесь творили и такие крупные столичные мастера, как Фомин (Политехнический институт), Гуревич-Гурьев (Главпочтамт), Виктор Веснин (Ивсельхозбанк). В глубине улочек мы обнаружили очень симпатичные неопознанные здания в стиле конструктивизма из красного кирпича, которые до сих пор не внесены в свод памятников Ивановской области.
Помимо кирпичных советских домов-коробок и чудом уцелевших дореволюционных усадеб в стиле модерн мы увидели массу странных украшений улиц, бронзовых такс, небольших лежачих львов, картонную полуобнажённую девицу рекламирующую линолеум. Мы искренне радовались как образцам хорошей архитектуры, так и сумасшедшим вывескам и подобным чудачествам. Вторая половина дня прошла в очень энергичном ритме. Мы посетили ещё четыре деревни, в одной из которых летом живет пять человек, зимой – четыре... В последний день мы уже без проблем отличали барочные иконостасы от классицистических, четырёхстолпные храмы от ложного четырхстолпия.
Завершающей точкой экспедиции стал процветающий женский Введенский монастырь с его величественным храмом начала ХХ века. Дружелюбная монахиня рассказала нам историю монастыря и посвятила в особенности повседневной жизни сестер, довольно строгой. Жизнь внутри стен проходит тихо и мерно, без телевидения, интернета и прочих технологий. Женщины занимаются творческой деятельностью, молятся, читают книги. Два раза в день по расписанию у них приём пищи, однако по указанию их настоятеля, второй раз принимают еду только самые слабые. Все остальные учатся довольствоваться малым. Для нас это посещение стало откровением, слишком сильно отличается жизнь в монастыре от нормальной жизни.
Юлия Цветкова
Масиель Санчес Лев Карлосович