«Если получать гуманитарное образование в России — то только в Вышке»
Мы поговорили с Верой Раскиной. Она окончила программу «История» в 2015 году и сейчас работает в московском музее «Старый Английский двор». Вера не только объяснила, почему твердо решила получать образование в НИУ ВШЭ, но и рассказала, как история открывает двери почти что любой профессии.
— Для начала скажи, кем ты хотела стать в детстве?
— Когда-то в я занималась вокалом и хотела, разумеется, стать певицей. Но уже в более взрослом возрасте, начав в полной мере познавать мир, поняла: хочу связать свою жизнь именно с историей. То есть, я достаточно осознанно решила получать гуманитарное образование — возможно, потому что любила изучать мир и с ранних лет много читала.
— Когда ты была маленькой, какая у тебя была любимая книга?
— В то время я полюбила читать серию книг о муми-троллях и о Пеппи-Длинный Чулок. Отчасти поэтому я впоследствии и заинтересовалась историей — в сюжете этих книг мне особенно нравилась динамика, стремление героев открывать для себя что-то новое. Персонажи не боялись изучать мир, это здорово.
— Почему ты решила поступать на историю?
— Дело в том, что я хотела получить фундаментальное гуманитарное образование. А в 10 классе поняла, что буду поступать на истфак Вышки — остальные варианты были запасными. Я из Казани, и у моего дедушки был друг в Москве, который сказал: «Если получать гуманитарное образование в России – то только в Вышке». Я последовала его совету и хотя мой набор на эту образовательную программу был только второй в истории университета, я ни на секунду не пожалела об этом.
— На момент поступления у тебя было представление о том, кем ты будешь по окончании университета?
— На тот момент нет. Но я понимала, что эти четыре года буду заниматься чем-то достойным и полезным — тем, что мне поможет позднее сориентироваться, в какую сторону идти. В целом, мне потребовалось некоторое время, чтобы понять, в какой области я в ближайшее время хочу развиваться.
— Как ты можешь охарактеризовать свое обучение, что оно тебе дало?
— Оно дало мне возможность развиваться в нужном направлении и даже в какой-то степени изменило мое мировоззрение. Те фундаментальные знания и умения, которые нам дали здесь, очень сильно отличают тебя от людей, получивших другое образование. Количество получаемых навыков огромно и иногда неожиданно. Например, сейчас в работе мне так или иначе приходится работать с экселевскими таблицами для музейной статистики — а этому меня научили в Вышке на специальных исторических дисциплинах. Но главное, конечно, это умение задавать вопросы и искать на них ответы. Подобные навыки приходилось выработать при написании большого количества письменных работ. Всему этому нас обучали преподаватели, за что я им очень благодарна. Также очень полезными оказались знания, полученные из курса философии, социологии, экономики. Абсолютно все дисциплины, как общие, так и специальные, давались нам в достаточном объеме, чтобы поддерживать высокий культурный уровень.
— Почему ты решила не идти в магистратуру?
— Я, вообще, сперва пошла туда. Я легко поступила, так как после написания диплома и выпуска мне не составило труда подготовить и эссе, и портфолио, и мотивационное письмо. Параллельно с учебой в магистратуре я пошла работать и постепенно поняла, что на данный момент работа для меня важнее, а мир аукционов и галерей не для меня. Так что я ушла из магистратуры.
— Работала ли ты во время обучения на бакалавриате? И как пришла в «Старый английский двор»?
— Во время учебы я стажировалась в разных местах. На втором курсе я стала ассистентом преподавателя по истории искусства в Вышке, потом волонтерила на московской биеннале современного искусства, постепенно начала зарабатывать деньги. У меня появился опыт трудовой деятельности, и я стала вести раздел истории искусства и культуры в The Question. Там я проработала полгода и уже оттуда вышла на эту работу, в музей.
— Как называется твоя должность?
— Менеджер по продвижению. Проще говоря, я проводник между музеем и остальным миром. Музей был открыт в 1994 году и с тех пор жил своей закрытой спокойной жизнью, представляя интерес только для специалистов и школьников. Сейчас в музее работает команда людей, которые пришли сюда 20 лет назад. В какой-то момент они поняли, что немного выпали из контекста современности и им нужен молодой специалист — этим человеком оказалась я.
— Какие задачи ты решаешь ежедневно?
— Их очень много, так что самые разные. В целом я слежу за двумя показателями: прибыль и посещаемость. Я ответственна за событийные программы, мероприятия, в том числе концерты, экскурсии. Все это я планирую и выстраиваю в расписание. Также я распределяю нагрузку работников музея. Контролирую, в том числе, различные спецпроекты: партнерства, съемки и прочее. Ну и, конечно, событийный пиар тоже на мне.
— Чему-то новому пришлось научиться на работе?
— Да, иначе никак. Каждая работа предполагает нарабатывание определенных навыков. Но мне далось это довольно легко, я думаю, как раз потому, что у меня уже была довольно сильная база — бакалавриат истфака ВШЭ за плечами. Я очень благодарна нашим преподавателям — после любого диалога с ними появлялось желание поделиться своим знанием и видением мира со всеми. Еще очень важным считаю такую особенность: за какую тему бы ты ни взялся, любая кажется фантастически интересной и хочется копаться в этом часами.
— Помоги, пожалуйста, абитуриентам убедить родителей, что истфак – не конец жизни и не начало научного аскетизма?
— История — это фундаментальное знание, которое дает возможность делать с собой все, что захочешь. Я постоянно оказываюсь для кого-то специалистом, который знает многое не только в истории, но и в экономике, социологии и философии. Тем более всегда есть второй этап — магистратура, где можно конкретизировать выбранное направление и пойти на любую образовательную программу.
Текст: Татьяна Клёнова (ОП “Журналистика”)
Фотографии: Дарья Бондарева (ОП “История”)