«Международная мобильность – это колоссальный, ни с чем не сравнимый опыт»
Мария Сатыева, студентка 3 курса бакалавриата ОП "История", о том, как сбылась её школьная мечта.
Когда стартовал конкурс на международную мобильность, я о нем ничего не слышала и даже не планировала подавать заявку. Случайные, казалось бы, вопросы однокурсников («Слушай, а ты будешь подавать на мобильность?») посеяли идею: а почему, собственно, и не попробовать? Так началось мое приключение длиною в целый год.
Я пролистала много сайтов самых разных ВУЗов-партнеров, и наиболее юзер-френдли оказался сайт британского университета University College London. Этот ВУЗ был моей мечтой с 10 класса, однако, почти поступив в него после школы, по ряду причин я осталась в Москве. Возможность проучиться семестр в UCL и, наконец, исполнить школьную мечту показалась мне отличной идеей.
Просто подать заявку на конкурс уже оказалось сложной задачей. Основной проблемой является составление индивидуального учебного плана, который должен, фактически, повторять программу Вышки (и если за границей не найдется предмета, который можно было бы сопоставить с вышкинским, его придется сдавать на будущий год!). И если другим ребятам повезло – в их университетах-партнерах предметы оказались более-менее похожими на наши, то я оказалась менее удачливой. Все дело в том, что в Лондоне многие предметы очень узкоспециализированные, и подобрать что-то адекватное оказалось нелегко.
Чуть не отчаявшись, но составив, в конце концов, многострадальный учебный план, я подала заявку на конкурс – и через 3 недели мне пришло письмо о том, что она одобрена. На удивление, особых трудностей в период между одобрением заявки и собственно отъездом в Лондон я не испытывала: надо было просто переправить все документы в сам UCL, подать на визу и общежитие. Самое интересное началось, конечно, по приезде в сам Лондон.
Мне безумно понравилась политика UCL в отношении международных студентов и новичков: я заселилась в общежитие 17 сентября, а занятия начались только через две недели! Это время университет специально дает тебе, чтобы ты мог освоиться в новой стране, новом коллективе и академической среде: например, устраивает “breaking the ice” мероприятия, выставки студенческих клубов, ориентационные сессии. За это же время ты регистрируешься на предметы, некогда подобранные для ИУПа. Будьте готовы: уже на месте окажется, что некоторые из них не состоятся, некоторые закроются для студентов по обмену, а какие-то могут и вовсе тихо перекочевать в другой департамент и поэтому исчезнуть из списка. Главное в таком случае – не паниковать, а заново открыть список доступных курсов и постараться выяснить, какие их них могут прийти на замену пропавшим.
Когда все курсы, наконец, были одобрены, я получила возможность оценить отличие британской системы образования от российской. Различия, конечно, колоссальные. Во-первых, твоя работа на семинарах вообще никак не влияет на оценку по предмету – она держится исключительно на твоей совести. И это работает! Вообще, по сравнению с Россией здесь меньше аудиторных занятий и больше часов на самостоятельную подготовку с расчетом на то, что студенты проведут их с пользой. Во-вторых, в университете понимают, что записавшись на новый предмет, ты не всегда можешь сходу грамотно формулировать свои мысли по теме. Поэтому везде есть так называемые formative assessment – задания/эссе, которые ты выполняешь по желанию и только ради получения фидбека от преподавателя (не на оценку!). Уже получив фидбек и узнав свои недостатки, ты выполняешь другое summative assessment – задание на оценку. Экзамены обычно предусматриваются в конце учебного года, поэтому я их (к сожалению или к счастью) не застала, а мои оценки целиком формировались из оценок за summative assessment. В-третьих, все твои оцениваемые работы отправляются преподавателю анонимно через местный аналог LMS – чтобы максимально избежать предвзятости и личного отношения при оценивании.
Взаимоотношения с преподавателями здесь тоже несколько другие по сравнению с Россией. Многих можно называть просто по имени – исключение составляют, пожалуй, совсем именитые или пожилые профессора. Занятия часто проходят в неформальной обстановке, поэтому ты просто не успеваешь переволноваться: например, когда на Urban Geography пускали лист с ведомостью, надо было не расписаться напротив своей фамилии, а фломастерами нарисовать что-то на тему лекции (элементы городской инфраструктуры, любимые магазины и кафе, свое место жительства). Потом профессор сфотошопил из наших рисунков «город» и повесил на дверь своего кабинета! А на семинарах по Russian Cinema милейшая преподавательница Рейчел сначала интересовалась, как у кого дела, и уже потом начинала обсуждение очередного фильма.
Что меня удивило, так это то, что пары длятся астрономический час, а между ними вообще нет перерывов. Поэтому иногда приходилось сметать всех на своем пути и бежать в другой корпус, где лекция начиналась ровно в ту минуту, когда заканчивался твой предыдущий семинар. Благо, преподаватели это понимают и относятся к опозданиям крайне лояльно, да и корпуса UCL – не в разных концах города, а в одном центральном районе Bloomsbury (кроме, почему-то, школы менеджмента, которая поселилась в отдаленном деловом районе).
Жизнь в Лондоне, конечно, сильно отличается от московской. Например, проезд в транспорте тут стоит невероятно, просто запредельно дорого по сравнению с Россией. Если переводить в рубли, студенческий проездной на все виды транспорта стоит больше 6 тыс. в месяц, и это только если ездить в пределах центра – а если ехать с окраин, стоимость проезда может доходить аж до 17 тыс. в месяц. Непривычным оказалось и то, что по сравнению с Москвой у лондонских магазинов и кафе/баров сильно урезаны часы работы (хотя, конечно, до Германии им еще далеко). Очень сложно найти работающий ночью ресторан, а, например, круглосуточных аптек вообще нет нигде.
И манеры поведения в общественных местах тут тоже другие. Если в метро или на улице человек случайно задел тебя (или даже если это ты его задел, а не он тебя), он обязательно извинится. Вообще, тут настоящий культ личного пространства. В лондонском метро никогда не бывает такой толкучки, как в Москве, где все набиваются в вагон как сардины в банку. Здесь из-за специфического воспитания люди просто не могут себе позволить плотно прижиматься к незнакомцам – даже если это означает, что им придется ждать следующего поезда.
Несмотря на какие-то общие правила поведения, Лондон, конечно, фантастически многонациональный и поликультурный город – здесь я попала в настоящий вихрь разных культур, обычаев и менталитетов при том, что мой круг общения дома далеко не отличался разнообразием. Ты слушаешь рассказы соседа, который тоскует по жизни в Саудовской Аравии; ты наблюдаешь детский восторг преподавательницы-финки по поводу 100-летия Финляндии; ты выслушиваешь шуточные претензии румын и поляков по поводу участия их стран в социалистическом блоке; ты пытаешься пробить барьер флегматичного шотландского аристократа – и понимаешь, что даже в век глобализации народы и культуры безумно разные, и это не стоит недооценивать.
В целом, международная мобильность – это колоссальный, ни с чем не сравнимый опыт. Это прекрасная возможность по-другому посмотреть на сам процесс учебы, познакомиться с новыми людьми и пожить в другом городе. Даже всевозможные форс-мажоры оказываются в конце концов полезными, поскольку учат быстро адаптироваться к ситуации и хладнокровно искать решение. Когда ты приезжаешь, перед тобой предстает новый, удивительный, и при этом совершенно другой мир – и если ты сможешь адаптироваться и понять его, то потом в жизни тебе будет гораздо легче.
Я хочу сказать огромное спасибо нашему учебному офису и особенно Марии Андреевне, которая помогала практически на каждом этапе мобильности и не давала мне паниковать, когда уже по приезде в Лондон мне пришлось практически полностью переделывать ИУП!
Мария Сатыева, 3 курс бакалавриата ОП "История"