Научно-исследовательский проект студентов-историков совместно с преподавателями Высшей Школы Экономики "Открываем Россию заново"
Александр Пащенко, студент-третьекурсник образовательной программы "История" поделился впечатлениями об участии в научно-исследовательском проекте-экспедиции "Открываем Россию заново".
С 2015 года Высшая школа экономики реализует проект «Открываем Россию заново» - серию научно-исследовательских экспедиций в регионы России. Алгоритм проведения экспедиции следующий: преподаватели или сотрудники научных лабораторий формулируют идею для экспедиции и публикуют ее описание на Ярмарке проектов НИУ ВШЭ. Каждый студент (подходящий под выдвигаемые руководителями экспедиций требования) может свободно подать заявку на участие экспедиции. Экспедиция имеет статус проекта. Как и в любом проекте за работу в нем по итогу начисляются кредиты, оценка за экспедицию отражается в индивидуальном учебном плане и зачетке студента.
В нынешнем семестре мне удалось поучаствовать в трех исследовательских экспедициях, каждая из которых была связана с изучением отдельной территории: Удмуртия, Тамбовскую область, Воронеж. Расскажу обо всем по порядку.
С 27 августа по 6 сентября я участвовал в экспедиции под названием «Ревитализация удмуртской культуры как форма политического протеста молодежи», организованной Научно-учебной лабораторией мониторинга рисков социально-политической дестабилизации НИУ ВШЭ. Моя роль в экспедиции – как и роль других студентов заключалась в ежедневном анкетировании жителей республики: сначала в городе Ижевске, затем – в других населенных пунктах Удмуртии (города Сарапул, Балезино, Глазов, села Якшур-Бодья и Малая Пурга). Мы спрашивали у местных жителей об их отношении к удмуртской культуре, о ее роли в их повседневной жизни, о необходимости популяризировать эту культуру. В целом, опыт участия в экспедиции следует оценивать как полезный, поскольку мне удалось развить ряд навыков, связанных со сбором количественных и качественных данных. Данные навыки важны для всякого исследователя, который имеет дело со сбором информации «в поле».
Важно заметить, что отбор участников исследовательской экспедиции как правило не сопровождается строгой дисциплинарной рамкой. Наоборот, как показывает опыт экспедиций, внутри одной исследовательской команды собираются студенты разных направлений. Происходит координация методов, оптик, парадигм, запускается необходимый процесс рефлексии о конституирующих основах разных видов знания (социологии, истории, политологии и др.)
Следующей экспедиция проходила 7-16 сентября на территории села Глазок Тамбовской области и была посвящена проблеме трансформации практик медиапользования в среде сельских жителей. Экспедиция была организована преподавателями с факультета медиа. Данный населенный пункт был выбран не случайно. В начале 2018 года местные школьники (под руководством преподавателей-программистов, приехавших по приглашению молодых учителей в село на несколько дней из Москвы) создали сайт села. Новость об этом сайте, ввиду его высокого технического и визуального исполнения, стала очень громкой, и привела к тому, что в село стали приезжать многочисленные репортеры, журналисты. В ходе подготовительного этапа экспедиции мы занимались редактированием гайда – списка вопросов, на который необходимо ориентироваться при интервьюировании информантов. Непосредственно в экспедиции мы занимались сбором глубинных интервью у жителей села. В среднем за один день мне удавалось взять 1-2 интервью средней продолжительностью 1 час. Всего нашей командой было собрано 38 глубинных интервью.
Проецируя практику интервьюирования на занятия историей, можно упомянуть о таком направлении как «устная история», когда историк документирует воспоминания живых людей о событиях прошлого. На уровне исследовательской этики и общей методологической рамки принципы схожи, соответственно экспедиция – в отличие от основной учебной программы – предлагает возможность освоить навык работы внутри данного направления и затем использовать его в профильных научных исследованиях.
22 сентября я отправился в Воронеж, где до 30 сентября, под руководством специалистов из Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского, занимался анализом самовыражения в городском пространстве. Если описывать общий методологический горизонт, то данное полевое исследование можно отнести к группе визуальных исследований (visual studies). Каждому из студентов-участников было предложено создать собственный проект, анализирующий заданную проблему. Мой проект был посвящен визуальным исследованиям территории поселка Рыбачий (дачного поселка рыбаков, находящегося в Центральном районе города, на берегу Воронежского водохранилища). Сначала я занимался документацией, сбором разнообразного фотоматериала. Следующим шагом стала концептуализация визуального материала, поиск форм для работы с ним. В результате, я создал серию коллажей, раскрывающих проблему визуальной оппозиции известного (Центр) и неизвестного (поселок Рыбачий) районов города. Основная задача, которую я хотел решить, это деконструкция визуально однородного «образа города» посредством резкого столкновения разных контекстов, разных его «образов». Во время экспедиции мы также совершили выезд в природно-культурный музей-заповедник «Дивногорье», расположенный на берегу Дона.
В заключение нужно сказать, что научно-исследовательские экспедиции, в которых я принял участие, стали путешествием не только в пространстве географическом, но и в пространстве научных дисциплин. Можно сказать, что опыт работы в междисциплинарной команде помогает, с одной стороны, проявить отличительные особенности разных исследовательских дисциплин, а с другой, обнаружить широкие горизонты сходства между ними.
Для иллюстрации прикладываю фотографии, сделанные в ходе экспедиций на пленочный фотоаппарат.