Интервью с Григорием Волчковым
...История может дать хороший гуманитарный бэкграунд, который за 4 года позволит понять, чего вообще хочется от жизни. С этим намерением я и поступил на исторический, всё ещё очень плохо зная историю. И только в процессе учёбы начал появляться интерес.
Поговорили с Григорием Волчковым, создателем Telegram-канала Кинокляча, о том, какое место в его жизни занимает университет, что ему дала история, и каково было учиться на образовательной программе «История» факультета гуманитарных наук Вышки.
Детская непосредственность
Какую первую ассоциацию у тебя вызывает слово «университет»?
Детская непосредственность. Тогда я не совмещал работу и учебу, как делаю это сейчас. В университете все было размеренно, можно было жить в своём ритме. Не ходить на какие-то пары, когда не хочется; к экзаменам готовиться тогда, когда считаешь нужным. Была возможность вырваться из университета в любой момент: пойти погулять, например, и получить от этого невероятное удовольствие. Веселиться с соседями в общежитии.
Атмосфера и страдания
Что вспоминается, когда слышишь «ВШЭ»?
А при упоминании «ВШЭ» я вспоминаю, что у меня было по 4 сессии и несколько возможностей остаться на второй год. Одна из них – во время сдачи ГОС-ов. Я очень-очень плохо отвечал, комиссия подумывала меня не допускать до защиты диплома. Мне попалось что-то про XVI век. Кажется, это было собирание земель. Хронологию я выучить успел, но, когда меня начали гонять по историографии, я уже сидел молча. Все почему-то решили, что я плохо готов, потому что усиленно занимаюсь дипломом, и отпустили меня с «четвёркой» (по 10-балльной системе — прим. ред.). При этом я учился хорошо, мой средний балл был где-то 7 и 8.
Так что при слове «университет» вспоминается радость, а при слове «НИУ ВШЭ» — страдания. Просто первое про атмосферу, а второе — про требования и обязанности.
Истфак как поиск смысла жизни
Почему ты выбрал истфак?
Обратимся к истокам.
На исторический я поступал без фанатичной любви к истории. В школе мне история не очень-то нравилась, потому что она состояла из зубрежки дат: в этом году Петр Первый начал править, в этом – закончил. Не было ощущения, что ты прикасаешься к другой эпохе, другой культуре.
При этом я понимал, что у меня гуманитарный склад ума, так что нужно идти куда-то, где можно зарабатывать разговорами. Поэтому по полному набору экзаменов гуманитария (история, обществознание, английский) я подавал документы в разные университеты на разные направления, в том числе и на историю в Вышку.
В августе пришло время делать выбор, и я решил посоветоваться с другом брата, работающим в ИГИТИ. Тот сказал, что история может дать хороший гуманитарный бэкграунд, который за 4 года позволит понять, чего вообще хочется от жизни. С этим намерением я и поступил на исторический, всё ещё очень плохо зная историю. И только в процессе учёбы начал появляться интерес.
Десяток монографий, сиреневые жилетки и неухоженная борода
Как складывались отношения с преподавателями и студентами?
Я приехал из Тульской области, из небольшого города. Мне в нем было душно. Он очень медленный, неподвижный. Из изменений за 10 лет – закрылся кинотеатр. Мне всегда хотелось вырваться в Москву, потому что казалось, что здесь совершенно другой мир с кучей возможностей. Приезжая сюда со школьными экскурсиями, я представлял, будто это вообще другая страна. Когда я увидел Арбат, мне показалось, что я попал в Милан.
Мне было очень тяжело первую неделю в Москве. Одиноко, сложно влиться в коллектив. Я многого ждал и очень низко себя ставил. Мне казалось, что я маленький человек из маленького города, а все здешние – невероятно талантливые и одаренные ребята.
Девочка, с которой я начал общаться по приезде, сидела рядом со мной и читала Конан Дойля в оригинале. Однокурсник рассказывал, что с 5 класса решил стать историком, к концу школы уже прочел пару десятков монографий. Это, конечно, давило на самооценку, но всё же было приятно осознавать, что я учусь с по-настоящему крутыми и умными ребятами.
Что до преподавателей, то сначала я очень предвзято относился к образу профессора. Он ассоциировался у меня с безвкусными сиреневыми жилетками, неухоженной бородой, разговорами только о чем-то узко специализированном, никому не нужном по большому счёту. Но 4 года учебы на истфаке мне подарили очень хорошее общение с научной руководительницей, Еленой Анатольевной Вишленковой, с которой мы и обсуждали курсовую, и вели неформальные дружеские беседы. С другим преподавателем говорили о сериалах на Netflix. Были своеобразные преподаватели, но уж точно не оторванные от реальности и быта студента.
Я хотел бы не согласиться с замечанием коллеги
Куда ты и твои однокурсники пошли после окончания?
Два моих друга работают в школе учителями истории, я же ушел в историю медийную. В этом мне помогла внеучебная деятельность Вышки.
Уже на первом курсе казалось, что что-то нужно делать, куда-то вливаться. Я узнал, что на истфаке есть какой-то киноклуб, куда приглашают режиссеров, которые показывают свои фильмы и после устраивают обсуждение. Эти фильмы – русские и по большей части никому неизвестные.
Девочка, которая занималась киноклубом, уезжала на стажировку в Голландию. Я ей сказал, мол, сам бог велел передать бразды правления киноклубом мне. Летом я начал просматривать фильмы, чтобы понять, что мы будем показывать. Начали показы в сентябре, а в конце октября мы пустили в прокат «Субмарину». Тогда наш корпус был ещё на Петровке, маленький совсем. Там была одна большая аудитория, вмещавшая в себя человек 50. Мы в неё впихнули все 80. Это было непередаваемое чувство счастья!
Но глобально мой путь определился на 3 курсе, когда мы с одногруппниками участвовали в проекте «Посланники науки», в рамках которого готовили уроки и проводили их в школе. Поскольку я интересовался кино, то и урок я сделал про кино. Читал лекцию часа полтора. Какая-то подруга руководителя нашего проекта из Яндекса спросила, нет ли у нее на примете команды студентов, которые взялись бы делать Telegram-канал о кино. Так, летом 2016 года мы с ребятами пришли в офис Яндекса и придумали «Киноклячу».
На 4 курсе проект начал потихоньку расти. Тогда же я решил поступить в магистратуру медиакома, на только открывшуюся образовательную программу «Трансмедийное производство в цифровых индустриях».
Первое время в магистратуре я скучал по обсуждениям, по «доконавшей» меня на истфаке фразе:«Я хотел бы не согласиться с замечанием коллеги».
Сменив факультет, я почувствовал очень серьезное изменение манеры общения, которая меня немного удивляла. А где же «коллеги», долгое высокопарное обсуждение вопросов, как будто бы нарочитое уважение друг к другу? Каждая из манер несёт в себе свои плюсы — просто переключиться с одной на другую в одночасье было очень непросто.
Зачем тебе история?! Потратил время впустую
Примерно год назад на вечеринке в общежитии зашла речь о том, кто где учится. Я рассказывал, что сейчас учусь управлению медиапроектами на медиакоме. До этого на историческом 4 года отучился. Сосед недоумевал, зачем мне история. Говорил, что я 4 года потратил впустую. Я его уверял, что он ничего не понимает. Но переубедить его не смог, хоть и пытался.
Сложно объяснить, что история мне дала. Безусловно, она научила меня работать с русским языком и логически мыслить. Смеха ради, на 4 курсе я решил почитать то, что писал на первом. Пришел в истерический ужас от того, что на полном серьезе в качестве связки предложений использовал слово «ибо».
Наработанные скилы – это грамотность, умение формулировать мысль, понимать, что ты говоришь, кому, зачем и к чему это должно привести, уважать собеседника, а главное – не бояться его. Я был на дне рождения Ирины Максимовны Савельевой, где, к слову, сначала 3 часа все выступали с научными докладами (ну, конечно, день рождения, праздник), а потом беседовали под бокал вина. И я совершенно не боялся вести беседы с преподавателями, осознавая, что они и старше, и умнее, и опытнее, а я только в начале пути. Но несмотря на это, все уважают друг друга. И это прекрасно.
Интервью взято студенткой ОП «История» Софьей Архангельской,
январь 2019 г.