"Птицы" Аристофана на сцене корпуса на Старой Басманной
21 марта в актовом зале прошёл показ спектакля «Птицы» в авторском прочтении. Над постановкой античной комедии работали студенты 2 курса бакалавриата «История» Александр Кочетков, Анастасия Жилкина, Анастасия Кожухова, Анна Корчагина, Анна Левыкина, Виктория Москаленко, Екатерина Щетинина, Захар Сердюков, Игнат Павлов, Каталина Мендоса, Пётр Кузнецов, Тимофей Бороздин, Тимофей Миняйло, Филипп Шальнов, Юлия Мусинова и аспирант Школы исторических наук Анастасия Ляхович.
Анастасия Ляхович, преподаватель:
Выступить на сцене в роли одного из аристофановских героев — это самый настоящий подвиг! По-древнегречески — подвиг вдвойне!
Язык античной комедии «Птицы» совсем не прост: он насыщен разнообразными разговорными конструкциями, каламбурами, изобилует всевозможными частицами, трудными для адекватного и точного перевода на русский язык и тем более для заучивания наизусть в репликах.
Задача актёра заключается, кроме того, в том, чтобы соблюсти метрический рисунок комедии, учитывая специфику текста, особенности metri causa.
Это очень непросто, а для тех, кто только первый год изучает древнегреческий, — без преувеличения тяжелая задача.
Однако наша со студентами цель была не столько в том, чтобы с педантичностью воспроизвести все диалоги и монологи по-древнегречески, но создать самый настоящий спектакль, который мог бы увлечь зрителя.
Мы все вместе продумывали каждый свой шаг на сцене, каждую декорацию в оформлении пространства, манеру речи, интонацию, тембр, костюмы, музыкальное сопровождение. Это был огромный поток креатива, бесконечный обмен творчеством.
Особенно ценным для меня было то, что студенты мне доверяют свои идеи. Мне хотелось, чтобы они искренне делились со мной самыми смелыми, оригинальными, пусть даже сумасшедшими мыслями.
Все наши репетиции проходили с юмором, и эту дружескую и тёплую атмосферу мне хотелось сохранить на всё время работы. Мы все были одной командой, где никто не соперничает друг с другом, где все совместные усилия направлены, чтобы создать что-то яркое.
И одной из главных моих целей было создать именно такую атмосферу взаимоуважения и доверия. Я не хотела, чтобы студенты робели на сцене при преподавателе, не хотела нагнетать обстановку на репетициях, прекрасно понимая, как нервничают ребята перед выходом. Чего скрывать, я очень переживала за них!
Мне было безумно интересно наблюдать за тем, как ребята осмысляют и интерпретируют греческий текст. Моей педагогической целью было достичь того, чтобы каждый из них раскрылся как личность в этом творческом потоке. И ведь получилось! Кто-то из них подбирал декорации, кто-то искал музыку, кто-то проявил дарование художника, кто-то — ораторские способности, кто-то — самый настоящий организаторский талант, кто-то продемонстрировал прекрасный вкус оформителя!
Я очень благодарна своим студентам за отдачу! Это колоссальный опыт для меня.
Юлия Мусинова, студентка 2 курса ОП "История":
Прямо скажем, подготовка шла тяжело — всё-таки сложно за такой короткий срок всё выучить и идеально отрепетировать. День в день было особенно тревожно, но я так рада, что всё в итоге состоялось!
Без преувеличения для меня спектакль стал самым увлекательным событием за 2 года обучения на истфаке!
Спасибо всем причастным, буду долго помнить курс по древнегреческому и нашу постановку!
Екатерина Щетинина, студентка 2 курса ОП "История":
Процесс разработки нашего спектакля — уникальный для меня опыт. Мы все вместе занимались художественной постановкой, созданием образов, символикой «Птиц».
Репетиции — вообще бомба. Мне кажется, я надолго запомню, как мы дружно ухохатывались со сцены с Прометеем, как подбирали крылышки Ириде, как снимали бэкстейдж.
Наша преподавательница предлагала смелые интерпретации древней комедии, которые в итоге даже вошли в финальную версию.
Однозначно 10 из 10!
Ляхович Анастасия Владимировна
Лицей НИУ ВШЭ: Преподаватель