• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Галина Олеговна Бабкова о статусе лучшего преподавателя, общении со студентами и высшем историческом образовании

Галина Бабкова, руководитель Школы исторических наук, преподаёт в НИУ «ВШЭ» с 2010 г. Мы поговорили с Галиной Олеговной о педагогике, учёбе и современном историческом образовании.

Галина Олеговна Бабкова о статусе лучшего преподавателя, общении со студентами и высшем историческом образовании

Бабкова Г.О.

В этом году Вы были удостоены статуса лучшего преподавателя уже в 8 раз. Какие эмоции у Вас это вызывает?

Это приятно, я не буду лукавить. Сильнее всего эта эмоция была, когда меня выбрали в первый раз в 2011 г. Это было для меня совершенно неожиданно. Конечно, это очень приятно, но в то же время за этим стоит большой труд.

Как бы Вы сказали, кто такой лучший преподаватель? Какие черты присущи настоящему педагогу?

Настоящий педагог должен быть строгим. Кроме того, у него не только должна быть заинтересованность в своём предмете, но и желание донести знания до студентов. Очень важно видеть в ученике единомышленника и исследователя. Безусловно, между преподавателем и аудиторией обязательно должен существовать диалог. Наконец, необходимо помнить, что студенты – тоже живые люди со своими интересами и представлениями. Важно учитывать это, не делая при этом поблажек.

Чему Вы стремитесь научить студентов?

В первую очередь нам необходимо учить труду. Студенты должны понимать, какая работа стоит за каждым исследованием. Надо быть готовым к рутине. У каждого исследователя своя работа «в полях». У разных специалистов она разная, но везде это рутинный тяжёлый труд, к которому нужно быть готовым. Иначе никогда не будет прочного результата. История – это ремесло. Оно предполагает конкретные навыки по работе с источниками, историографией, текстом в целом, которые я и стараюсь передать.

Каково преподавать не историкам, студентам других специальностей?

Это очень интересно. К примеру, сейчас я преподаю физикам. Они другие – хотят казаться точными и серьёзными. Я поняла этот вызов – рисую им графики и чертежи в ходе занятий. Ещё раньше у меня был опыт преподавания студентам Факультета социальных наук. В таких ситуациях важно идти с учениками в один такт и учитывать их особенности. Преподаватель не должен забывать, какая перед ним аудитория.

Как бы Вы сказали, кто такой историк, человек получивший высшее историческое образование? Каковы его компетенции?

Занятие историей невозможно без источниковедения. А что такое источниковедение, если не классическая аналитика? Освоив способы работы с информацией, человек становится универсальным аналитиком. Кроме того, историк умеет чётко ставить вопросы и структурировать любой материал. Наконец, человек с высшим историческим образованием обладает очень широкой гуманитарной базой, которая, конечно, нужна в абсолютно любом деле.

Эти навыки могут быть применены в любой отрасли: журналистика, PR, GR, редакционное и издательское дело, IT и банковская сфера, государственная служба и т.д. В каждой области нужны такого рода люди. Во всех перечисленных сферах есть наши выпускники, часто они занимают там хорошие позиции.

Как Вы считаете, чему нужно в первую очередь научиться за 5 лет бакалавриата?

Нужно получать максимум знаний. Студенту важно освоить не только историческую базу, но и послушать дополнительные курсы, изучить иностранные языки. Никогда не будет лишним взять дисциплины по праву, экономике, государственному и муниципальному управлению, другим областям. Помните, что со временем по жизни возможностей учиться будет меньше, дальше начнётся рутина и структурированный рабочий день. Сейчас, когда у вас много времени, нужно получать новые знания. Благо, Вышка даёт очень много возможностей – берите максимум. Вы не знаете, что дальше пригодится вам в жизни.

Финальное пожелание для студентов?

Трудитесь!

Беседовал студент 4 курса ОП «История» Шахин Андрей