Интервью с преподавателем Евгением Трефиловым
Один из лучших преподавателей, которых выбрали студенты ОП «История» по итогам 2022-2023 учебного года.
Евгений Трефилов
Школа исторических наук, доцент
Здравствуйте, Евгений Николаевич! Поздравляю Вас со статусом «Лучший преподаватель 2022-2023»!
Какие у Вас остались впечатления от предыдущего учебного года? Прошло множество внеучебных мероприятий, занятий, экзаменов, выступлений. Какое событие стало для Вас наиболее запоминающимся?
Я бы не сказал, что мне запомнилось что-то особенное. Очень понравился первый курс. Очень много людей, которые хотят заниматься и которым это интересно.
Приятно слышать, что первый курс 2022-2023 Вас впечатлил!
Что для Вас значит статус «Лучший преподаватель»?
Всегда приятно, когда к тебе относятся хорошо, и неприятно, когда к тебе относятся плохо. Тем не менее, я не думаю, что это что-то говорит обо мне как о преподавателе. Это все-таки симпатии – может оценки хорошие ставил. Не всегда это связано именно с преподавательской деятельностью.
Да, я соглашусь с Вами. Ваши семинары были очень интересными.
Каким должен быть преподаватель?
Преподаватель должен хорошо готовиться и знать свой предмет. Часто человеку приходится преподавать то, чем он не занимается и не увлекается. Все равно он должен готовиться и быть подготовленным. Это самое главное!
Если нет таланта в преподавании – ничего не поделаешь. Хотя бы готовиться, хотя бы быть эрудированным человеком – это особенно зависит от самого преподавателя.
Первый курс может задавать много вопросов?
Это всегда было так. Всегда нужно быть готовым к любым вопросам. Когда я учился на первом курсе, я сам иногда задавал вопросы, но не понимал, что если человек занимается Древней Грецией, то ему нельзя задавать вопросы по Древнему Востоку – он может не знать ответа. Но это приходит со временем.
История России – это многогранное направление, во время обсуждения можно узнать много нового. Что для Вас является наиболее важным в преподавании и общении со студентами и коллегами?
Много чего. Если со студентами – хочется, чтобы люди старались опираться на источники в своей работе, делать какие-то выводы, неголословно работать с источниками. Это не всегда и у историков получается. К этому всегда нужно стремиться!
Что именно (какие мысли, идеи и методы изучения) Вы хотели передать студентам за прошедший учебный год?
Не нужно увлекаться какими-то концепциями, нужно в первую очередь опираться на источники, внимательно их читать, внимательно заниматься литературой. Нужно быть внимательным и быть честным как историк.
Нужно ли полемизировать с авторами?
Конечно, на этом и строятся все занятия. Если человек написал книгу – это не значит, что она истина в последней инстанции. Не знаю, истина или не истина, а какие-то вещи точно в споре проявляются.
Чем преподавание в ВШЭ отличается от других Вузов?
Я не преподавал в других ВУЗах, но мне преподавали. Принципиально ничем – некоторые считают, что преподавание – это отчасти актерская профессия. В ней нужно не только что-то знать, нужно уметь произвести впечатление. Использовать обаяние. Я об это не думал – я какой в жизни такой и в преподавании.
То есть зависит не от площадки, а от самого преподавателя?
Да, от самого преподавателя. Конечно, дело всегда идет лучше, когда студенты готовятся, когда они хорошо подготовлены и им интересно. Естественно – это уже пол дела. Важен взаимный интерес – и преподавателю и студентам должно быть интересно.
Как ВШЭ Вам помогает развиваться в науке и какие проекты Вас сейчас интересуют?
Я получаю зарплату – она мне помогает развиваться и жить. К тому же я могу обратиться за помощью архивных работников – это мне тоже помогает, чтобы платить помощникам за работу – это касается в силу моих обстоятельств.
Коллеги здесь очень интересные – тоже очень важная вещь. Всегда можно пообщаться, если что-то тебе неясно, с людьми нерусистами и из других областей истории – всегда очень полезно общаться.
Не могли бы Вы рассказать побольше об архивах?
Работаю в РГАДА, сейчас пишу статьи про Степана Разина. Многие документы опубликованы, но есть новые документы, которые необходимо привлечь. В связи с этим я сотрудничаю с работниками РГАДА, которые помогают мне в этом деле.
Что Вы можете пожелать студентам и первокурсникам нынешнего учебного года 2023-2024?
Не лениться! Самые главные две вещи для историка – это ум и трудолюбие. Ум есть или его нет – тут ничего не поделаешь. А трудолюбие – как сказал один социолог: «Занятие наукой делает умнее человека и средних способностей». Так что трудиться – обязательно.
Труд облагораживает человека!
Да, как Петр Ильич Чайковский сказал: «99% трудолюбия и 1% таланта». Может он немного преуменьшил значение таланта, тем не менее труд очень многое значит.
Благодарю Вас за уделенное время. Желаем вам успехов в новом учебном году, чтобы все учебные занятия, экзамены и работа с архивами всегда были на высоте!
Вам спасибо!
Беседовала студентка 2 курса ОП "История" Богданова Екатерина