Студенты 5-го курса образовательной программы «История» рассказали о своих впечатлениях по итогам педагогической практики
В рамках образовательной программы «История» студенты бакалавриата, начиная со 2-го курса, проходят обязательные практики по итогам пройденных дисциплин. В этом году студенты выпускающегося курса прошли свою первую педагогическую практику и поделились своими впечатлениями об организации и полученном опыте.
Дарья Юнкина
Академическая сфера интересов: история Англии 18-го века; гендерная история; английские дневники 18-го века; социальная история Англии 18 века.
«Я проходила практику, как и многие студенты, в лицее НИУ «ВШЭ». В рамках практики у меня было три задания: в первую очередь, мне было необходимо прийти и послушать, как учитель проводит урок, посмотреть, как происходит взаимодействие учителей и школьников. На втором этапе я должна была провести урок по Первой мировой войне – рассказать причины, предпосылки, основные имена и даты. В конце урока я провела небольшое тестирование на закрепление материала, и мы сразу разобрали ошибки. Третий этап – это составление методического материала по истории России в 90-е годы 20 века в формате презентации, вопросов для тестирования и контрольных работ. На каждом этапе, кроме первого, у меня уходило довольно много времени, так как такой формат работы требовал тщательной подготовки.
Самая главная сложность для меня в рамках практики – проведение урока. Это был мой первый и очень волнительный опыт. Куратор от лицея меня успокаивала и давала мне советы как расслабиться, это очень помогло. Как только начался урок, мы с ребятами начали разбираться в непростой теме и взаимодействовать в ходе обсуждения. На мое удивление, лицеисты оказались очень увлеченными и интересующимися историей.
Мне кажется, что педагогическая практика – это очень важный опыт на нашем пути обучения. Даже если не все из нас выберут путь преподавания, попробовать себя в качестве учителя-наставника очень важно. К тому же, в ходе практики я стала более уверенной в себе и после проведение урока, скажу точно, стала лучше выступать перед публикой. Я вынесла много полезного из этой практики. Было очень круто делиться информацией, а также видеть, что в их глазах ты не просто студент, а преподаватель. В общем, педагогическая практика меня прокачала :) »
Роман Мамин
Академическая сфера интересов: источниковедение, советский анекдот, теория и методология истории, историческая антропология, историческая психология, история СССР, позднесоветская культура.
«Я проходил педагогическую практику в музее истории ГУЛАГа. Этот музей я выбрал по двум причинам. Во-первых, мне интересно, как можно публично заниматься и рассказывать о тяжелых и мрачных страницах истории. Во-вторых, мне этот музей близок по хронологии, он близок к моим исследовательским интересам, потому что я тоже занимаюсь историей Советского Союза.
Формат работы был необычным, если сравнивать с другими педагогическими формами практики. Мы уже знали нашего куратора, Константина Авдеева, и он предложил нам поработать над образовательными проектами, которые пытается развивать сам музей. Он предложил нам несколько таких проектов. Каждый мог выбрать то, что ему по душе. И мы с моей компанейкой, Лизой Максименко, выбрали
подготовить материалы, которые бы могли лечь в основу для участия музея в проекте «Учебный день в музее». Мы с Лизой решили выбрать в качестве темы «Реквием» Анны Ахматовой и показать школьникам, как это произведение связано с общей социальной и исторической ситуацией в стране в 30-е годы, и мы в течение двух недель должны были подготовить все эти материалы.
Если говорить про сложности, то, во-первых, было сложно вспомнить программу по литературе у старшеклассников. Нам нужно было придумать тему и подобрать ее так, чтобы она вписывалась в школьную программу. Из-за этого пришлось прочесать учебники литературы и понять, как можно согласовать тематику музея до политической репрессии и уроки литературы. И вот нам показалось, что Анна Ахматова — это идеальный выбор. Было тяжело понять формальную сторону вопроса, какие материалы требуются, какие критерии к этим материалам, как их прописать, и т. д. И мы, кажется, справились.
Мне кажется, данная практика позволила расширить мое представление о роли музея в образовании. Плюс, мы научились работать со школьниками, до этого никто из нас такого опыта не имел. Лично я понял по итогам практики, как тяжело рассказывать о сложных темах школьникам».
Алиса Кузнецова
Академическая сфера интересов: история психиатрии в российской империи и СССР, история повседневности, социальная история России 18-20 веков.
«Я проходила практику в Лицее НИУ «ВШЭ», как и большинство однокурсников. Это был самый удобный и хорошо организованный вариант, к тому же, большинство корпусов Лицея находятся недалеко от нашего учебного корпуса на «Старой Басманной».
В Лицее у нас были кураторы-преподаватели, к которым мы сначала приходили на уроки — точнее, пары, чтобы познакомиться с процессом обучения, а потом проводили занятия в их классах самостоятельно. Я начала с посещения пар в 8 и 9 классах, и меня очень удивила их сложность и высокий уровень лицеистов: они читали и обсуждали отрывки из текстов Гоббса, Руссо и Локка, изучали креационизм и средневековые доказательства существования бога.
Сама я проводила пары в 11 классах, потому что они были мне тематически ближе. Я подготовила и провела занятия про исследование советской повседневности и поздний сталинизм, а ещё про общественные движения в США 1960-1970-х годов. Это были именно те темы, которые мне хотелось бы обсудить со школьниками, потому что они интересуют меня саму. В процессе подготовки занятий я старалась придумать разные задания и поводы для обсуждений, чтобы заинтересовать и лицеистов. Мне кажется, в некоторых случаях это получилось, хотя я хорошо почувствовала, как тяжело удерживать внимание пары десятков школьников и вдохновлять их на обсуждения. После пар куратор Елена Дмитриевна давала полезную обратную связь и советовала, как можно улучшить занятия. У нас был курс по созданию образовательных продуктов, но мне кажется, что научиться преподаванию можно только на практике.
Думаю, к пятому курсу у нас оказалось как раз достаточно знаний и впечатлений, чтобы начать делиться ими с другими, поэтому педагогическая практика была очень кстати. Я знаю, что многие однокурсники, проходившие практику в Лицее, смогли рассказать на своих занятиях про темы, которые на протяжении обучения изучали сами. В целом во время подготовки занятий я постоянно использовала материалы с наших учебных курсов — например, советской повседневности был посвящен отдельный предмет, позднему сталинизму — пары на политической истории России и на моём майноре "Советская и постсоветская культура".
Ещё мне показалось, что лицеистам было важно пообщаться со студентами, многие задавали вопросы о поступлении и учёбе в Вышке. Мне самой в старших классах школы было очень тяжело — громкие звонки над головой, контроль со стороны учителей и боязнь не поступить в университет мечты сильно действовали на нервы. Я думала, что практика в Лицее может вызвать неприятные воспоминания, но атмосфера там оказалась очень уютной и совсем не давящей — по крайней мере, на меня!»
Владимир Перекотин
Академическая сфера интересов: история России, история науки и техники, история образования, интеллектуальная история Российской Империи, история идей.
«Я проходил практику в школе 2095 «Покровский квартал». Это конгломерат из нескольких школ и детских садов, расположенный в Басманном районе. Я проходил практику в корпусе для гуманитариев. В этой школе профильное обучение и есть профильные классы, а есть лицейские классы. Лицейские классы аффилированы с вышкой, так называемые распределённые лицейные УШ. Профильные классы не аффилированы с вышкой, но особой разницы нет. У них просто больше часов по профильному предмету, есть некоторые уникальные предметы, например в востоковедческих классах – это восточные язык, в историко-правовых классах – это углубленное право, экономика и так далее. Я сам закончил эту школу.
В рамках практики я проводил полноценные уроки. В общей сложности я провел 8-9 уроков за 2 недели. Это, конечно, было тяжело, потому что с непривычки устаешь говорить, плюс очень много материала. Подготовка к урокам была трудной, поскольку уроки у нас в формате лекций. Я читаю лекцию, задаю им какие-то вопросы и мы с ними решаем задания. В основном, я читал лекции по периоду гражданской войны, военному коммунизму и НЭПу. Куратор присутствовала на всех моих уроках, помогала, давала ценные комментарии, советы, как себя лучше вести, как лучше организовывать учебный процесс и как правильно контролировать детей. В целом, практика была организована очень удобно, у меня был довольно гибкий график. Я очень доволен.
Когда я преподавал, мне пригодилась та информация, о которой нам рассказывала Людмила Михайловна Новикова. Все лекции мне очень пригодились, так как я использовал их в своих материалах.
Мне кажется, что практика действительно полезна, потому что это уникальный опыт с точки зрения обучения. Это очень важный, ценный опыт и, в принципе, работа в хорошей школе – это неплохая перспектива для трудоустройства.
Интервью и подготовка текста – Дарья Субботина, 5 курс ОП История