• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
19
Октябрь

Максим Майоров о ценности гуманитарного образования и актуальности изучения международных отношений в современном мире

Максим Майоров о ценности гуманитарного образования и актуальности изучения международных отношений в современном мире

@Максим Майоров

Расскажи, пожалуйста, о начале своего обучения. Почему при поступлении твой выбор пал именно на Вышку?

При поступлении я проходил на бюджет во МГИМО, МГУ и Вышку. Первоначально мой выбор пал на МГИМО – я проучился там один год на факультете международных отношений, но по ряду причин решил отчислиться и оказался на нашем истфаке. Теперь, уже после окончания программы, я понимаю, что сделал правильный выбор, поступив на историческую программу.

Как менялись твои научные интересы на протяжении учёбы?

Они менялись очень сильно, но где-то на 2 курсе для себя понял, что в любом случае хочу писать о XX веке – источников масса, они хорошо проинтерпретированы, и в целом события этого столетия продолжают сильно влиять на современность. В итоге ВКР я писал по Великой Отечественной войне вместе с Л.Г. Новиковой

Куда думал идти после окончания бакалавриата?

Мой выбор стоял между магистерскими программами Вышки по истории, политологии и международным отношениям, и по итогу я выбрал последнее. В бакалавриате мне очень понравился майнор по этой программе, что во многом предопределило мой выбор. Я считаю, что сейчас изучать международные отношения актуально как никогда, учитывая кардинальные изменения, происходящие в мире.

Каково учиться на международных отношениях после исторической программы?

Прекрасно! В магистратуре я изучаю российскую внешнюю политику, и знания с бакалавриата, конечно, позволяют мне учиться без особых трудностей и активно проявлять себя на занятиях. Исторический бэкграунд – моё неоспоримое преимущество.

Как ты оцениваешь свои 2 года обучения на ОП «Международные отношения»? Что они тебе дали?

Если совсем кратко – дали прекрасное развитие базовому историческому образованию. На последнем курсе я решил, что хочу получить чуть менее фундаментальное и чуть более прикладное образование – в общем, я чувствую себя на своём месте и всем доволен, это ощущение на все блага мира не променяю. Кажется, что это были два самых продуктивных года за последнее время – я успел поучаствовать в ряде конференций, написать несколько статей по проблематике международных отношений в Арктике, заявил о себе в экспертном сообществе и получить статус лектора Российского Общества «Знание». Важной вехой стало включение меня в состав научно-учебной группы «БРИКС+ как площадка для сотрудничества в Арктике: проблемы, перспективы и сценарии развития», созданной на основе гранта РНФ. На факультете МЭ и МП я обрёл новых друзей, потрясающе умных, горящих своим делом и, кстати, обожающих всё, что так или иначе связано с историей. Хочу поблагодарить за такие результаты как преподавательский и административный состав ФГН, так и руководителей и наставников с моей магистерской программы – и те и другие внесли значительный вклад в расширение моего кругозора и формирование интеллектуального основания мировоззрения, которое можно назвать в высокой степени совместимым с исследованиями в сфере международных отношений и внешней политике.

Расскажи, пожалуйста, о своей ВКР.

Моя ВКР посвящена влиянию системных противоречий между США и КНР на внешнюю политику России в Арктике – довольно актуальная тематика как с фундаментально-теоретической, так и с прикладной точки зрения, особенно в контексте новой редакции Концепции внешней политики РФ. Забавно, что как и в случае моей бакалаврской ВКР, на первый взгляд тематика кажется экзотической, но в этом и преимущество. Проблематику сотрудничества России с неарктическими странами в Арктике я планирую дальше исследовать в аспирантской школе ВШЭ по международным отношениям и зарубежному регионоведению.

Где ты видишь себя в дальнейшем?

Я думаю об академическом треке. Мне кажется, этот вариант является наиболее подходящим для меня, учитывая мои интересы. Однако в целом подобный опыт очень ценится и на рынке труда. Не стоит недооценивать фундаментальное гуманитарное образование, потому что его можно применить практически где угодно.

Кому бы ты порекомендовал поступать на нашу бакалаврскую программу?

Если вы понимаете, что вас интересуют гуманитарные науки, связанные с большими глобальными процессами, их истоками и т.д., то «История» – один из лучших вариантов. Если на момент поступления у вас ещё не сформировались ясные интересы, то истфак – одна из лучших возможностей их выяснить. У меня это произошло само собой примерно к 3 курсу.

Я совершенно не согласен с мнением, что люди, получившие базовое гуманитарное образование, менее ценны, чем другие специалисты. Если вы посмотрите на ведущих экспертов по международным отношениям в России, то увидите, что зачастую их первое образование – истфак. Я не думаю, что это просто совпадение.

Какие преподаватели бакалавриата тебе запомнились больше всего?

Я всегда поражался эрудицией Андрея Александровича Исэрова. Антонина Владимировна Шарова запомнилась мне как преподаватель, который умеет заставить студентов работать головой. Людмила Геннадьевна Новикова и Мартин Эрвин Байссвенгер – очень крутые преподаватели, которые многому меня научили. Александр Владимирович Марей привил мне интерес к философии, за что я тоже очень благодарен. Ещё хотел бы сказать большое спасибо учебному офису (Т.А.Бахаревой), который, наверное, был у нас одним из лучших во всей московской Вышке. Без него всё это было бы невозможно.

 

Беседовал студент 4 курса ОП «История»

Шахин Андрей