• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наставник Школы кураторов НИУ ВШЭ о кураторах ОП «История»

Здравствуй! Расскажи немного о себе: как тебя зовут, на кого ты учишься, про учебные интересы, про твою роль как куратора у историков и у историков искусства.

Меня зовут Миша, всем привет. Я студент второго курса ОП «История». Я пишу курсовые по кино, про античность, про ее рецепции, про ее образы. Наверное, интересуюсь античностью. Но не могу сказать, что у меня как-то нереально заинтересует какой-то сейчас сюжет, кроме именно рецепции античности. Просто один из моих интересов – это в том числе античность. Если говорить про кураторство, то я в этом движении и структуре второй год. В прошлом году, то есть на первом моем курсе, я был просто куратором на «Истории», собственно. В этом году я наставник, то есть человек, который помогает кураторам адаптироваться, помогает с организационной штукой, в целом учит на Школе кураторства. Я сейчас наставник и на «Истории», и на «Истории искусств» вместе со вторым наставником Вовой Телепиным.

Сообщество ВК «Хочу на истфак Вышки!» кураторов ШИН: https://vk.com/hsehistory2024 

Кто такие кураторы, как стать куратором, что они делают и в целом как происходит коммуникация между ними?

Кураторы – это люди, с которыми первокурсники знакомятся, если не в первую, то во вторую очередь. То есть вступают в чат, задают им вопросы по тому, как происходит обучение, как подать документы, какие будут предметы, какие будут преподаватели и так далее. Кураторы помогают первокурсникам на протяжении, наверное, всего первого курса, а в идеале – всего обучения, то есть могут подсказать какие-то вопросы, поскольку являются старшими товарищами. Куратор – это человек, который заточен на объяснение каких-то вопросов, процессов, существующих в Вышке, на помощь с «учебкой», с преподавателями, то есть с общением, с разъяснением организационных вопросов, ну и для донесения какой-то информации. То есть мы выступаем такой прослойкой, скажем так, между учебным офисом, между преподавателями, которые хотят что-то рассказать, показать студентам, и, собственно, между самими студентами, первокурсниками, которые пока еще не очень ориентируются в вышке, и для них там тысяча писем от «учебки» в день – немножко страшно, а получать эту информацию от кураторов, с которыми они поближе и по возрасту, и в целом по контакту, чуть поприятнее, покомфортнее.

Если так обобщать, то куратор – это человек, который помогает, который вводит первокурсников в новую жизнь университетскую. Ну и в случае надобности может как-то помочь с организационной частью и отчасти даже представляет этих самых первокурсников перед «учебкой».
© Михаил Журавлев

Как организовано кураторство в течение учебного года?

На самом деле, у нас довольно все стандартно. То есть, у нас есть Школа кураторов, у нас есть процесс обучения, точнее, не обучения, а интеграции уже кураторов сначала в паблик Вконтакте, потом в работу с абитуриентами, потом в работу с первокурсниками. Если говорить про сроки, то отборы в наставников кураторов происходят в конце февраля-начале марта. Потом март посвящен отборам в кураторы, когда наставники, собственно, проводят собеседование, читают анкеты, возможно, что-то еще просят сделать ребят. И после этого начинается процесс обучения, он длится до начала июня, то есть примерно в первой-второй неделе июня происходит последнее мероприятие, закрытие Школы кураторов, которое организует Школа кураторов и ее организаторы, для всех кураторов Вышки, и после этого кураторы считаются полноценными, завершившими свое обучение. Мы начинаем работать с пабликом, постепенно начинаем работать с медленно, но верно появляющейся «абитурой» в это время. То есть ребята постепенно начинают писать в чат, в то время как кураторы в первую очередь заняты ведением паблика, то есть созданием интересного для ребят контента, возможно, помогающего им определиться с тем, куда поступать, но, конечно, в первую очередь заточенного на то, чтобы тем, кто уже более-менее понимает, куда идёт, этим людям определиться уже, что их вообще ждёт. У них, понятное дело, есть некоторое чувство неизведанности, и его нужно утолить. В сентябре, собственно, начинается разделение на группы, поскольку ребята уже понимают, что вот есть 2 или 3, 4 группы, мы разделяем их на двойки-тройки, собственно, напарников, и после этого уже ребята коммуницируют внутри этих групп, проводят встречи там, что-то рассказывают, опять же, в чатах с ребятами существуют.

Какие мероприятия вы проводите и организовываете?

В процессе обучения существуют два мероприятия, которые проводят организаторы. Есть кураторы, есть их наставники и есть организаторы Школы кураторов. Мы опять же с Вовой Телепиным и с Лерой Макаровой являемся этими организаторами. Мы организуем открытие и закрытие Школы кураторов, то есть обучение кураторству обрамляют, скажем так, эти два мероприятия в начале апреля и в начале июня. Но, наверное, главное то, что проводят уже кураторы для своих ОП, это встречи различные. В Парке Горького, например, мы проводим первую встречу обычно 31 августа, где собираем максимальное число первокурсников, его поток, и рассказываем ребятам о том, что им предстоит на следующий день, когда они первый раз пойдут в Вышку или в целом за время обучения. Плюс знакомим их, проводим некоторые игры, ну и в первую очередь просто общаемся. Плюс мы проводим, опять же, тоже летнюю встречу в общежитиях. В последнее время это встречи именно в Дубках, то есть в главном общежитии – в самом большом общежитии Вышки, но бывает и где-то еще. Потому что понятно, что люди, которые приехали не из Москвы, нуждаются в дополнительной адаптации.

Плюс уже в сентябре, осенью, мы проводим встречи групп. Это может быть либо официальная встреча, то есть, например, адаптационная программа, часть БЖД является частью работы куратора, то есть провести, рассказать о том, что такое Вышка, что их ждет на пути в 5 лет, рассказать про преподавателей, рассказать про то, кто такие кураторы, кто такие студенты, кто в «учебке», кто их будет учить, ну и так далее, вообще всю организационную информацию. Но также бывают и неофициальные встречи, это какие-нибудь там походы в парк, настольные игры, неформальные встречи.

Плюс кураторы отчасти участвуют в организации «посвята», но это уже не является нашей обязанностью. Мы там просто нужны скорее, потому что первокурсникам комфортно видеть кураторов, которых они знают в организации такого важного для них события.

По твоему мнению, как наставника, кто может стать потенциальным куратором и каким должен быть человек, чтобы стать им? Есть ли какие-то определенные качества или способности?

Мне кажется, что самое главное на самом деле качество – это банальное желание, то есть человек должен этим если не гореть, то просто показывать то, что ему это действительно интересно, что ему хочется этим заниматься. Потому что большинство навыков мы можем дать, куратор может получить с опытом, но вот желание, если его нет, то приходить в кураторство не то чтобы бесполезно, но просто это будет скорее тратой и нашего и вашего времени. Если говорить про какие-то уже навыки, которые более практичные, то, наверное, хочется видеть кураторами тех, кто готов общаться, то есть готов много коммуницировать с первокурсниками. Но важно отметить, что это, конечно, не единственное качество. Потому что, если человек показывает, что у него есть другие важные скиллы, например, он хорошо может объяснять какие-то вещи, даже изредка появляясь в чате, или он создает ощущение очень комфортного человека, с которым, если что, можно поговорить, опять же, не часто, но можно, и так далее. Опять же, может быть, у него есть какой-то склад очень полезной информации, которым он бы хотел поделиться. И все это, опять же, приветствуется.

Самым распространенным все равно будет общительность. Ну и если говорить еще про что-то еще, то всегда прикольно видеть в кураторстве людей, у которых уже есть опыт во внеучебке. На первом курсе не все успевают в чем-то поучаствовать, и, если мы видим людей, которые уже успели пройти Школу вожатых от Вышки или съездить на какой-нибудь выезд, условно, от Школы волонтеров или организовать, возможно, даже свое студенческое сообщество – будет очень круто видеть их кураторами, потому что мы понимаем, что такой человек, уже опробованный во внеучебной деятельности Вышки, и ему можно доверять. Но, опять же, важно отметить, что это лишь одни из возможных полезных качеств. Понятное дело, что если у вас всего этого нет, то не обязательно, что вы не подойдете к кураторству. Нужно пробовать, нужно пытаться, и вполне возможно, что у вас найдется что-нибудь, что я не перечислил, но что не менее важно.

Планируется ли на следующий год введение новых форматов коммуникации в кураторстве? Разрабатываются ли новые проекты? Каким ты видишь будущее кураторства в Вышке?

Во-первых, в этом году потому, что у Вышке в целом и у Школы кураторов в частности, есть соглашение с Вконтакте, у нас будет очень много вестись коммуникации именно через этот сервис. И, наверное, в этом есть какое-то нововведение в части общения, потому что там нам предлагают какие-то новые функции. Хочется верить, что это сделает общение с ребятами удобнее.

Если говорить про что-то более конкретное, то хочется в первую очередь продолжать то, что у нас есть. То есть нам бы хотелось больше коммуницировать с первокурсниками лично, потому что есть, наверное, желание побольше им рассказать про какие-то подробности учебы и жизни в Вышке. Потому что, наверное, личных встреч никогда не бывает много. Ребятам в любом случае придется адаптироваться. И если мы им в этом поможем, то, конечно, будет круто. Плюс, немножко разнообразия. Потому что, узнавая опыт других ОП, мы понимаем, что люди могут ходить в боулинг, могут ходить в лазертак, могут буквально снимать коттеджи. Все это хотелось бы развивать, то есть разнообразить историю походов каждой группы с кураторами на какие-нибудь маленькие тимбилдинги.

И еще нам бы, наверное, хотелось делать побольше мероприятий смежных между ОП. Ну и между группами, понятное дело, но и между ОП, наверное, самое ключевое. То есть это и, конечно же, «История искусств», которая является нашим собратом по Школе исторических наук. Так и в целом с ребятами из ФГН. То есть хочется побольше контактировать с людьми, с которыми первокурсники будут учиться пять лет совсем рядом, чтобы они понимали, что есть люди, к которым можно обратиться за помощью или, в принципе, поговорить из других образовательных программ. То есть, когда мы начинали учиться, если я не ошибаюсь, был квест по Басмачу, и чего-то такого хочется снова. Мы нашли очень хороший контакт с другими наставницами с ФГНа. Это девочки с ФИКЛа, с филологии, из Школы философии и культурологии и с ИКВИА. Нам кажется, что с ними будет интересно проводить какие-то мероприятия, те же самые квесты или, может быть, какие-то праздники. Наверное, вот это вот главное, что мы бы хотели сделать.

Каково тебе самому быть куратором и быть наставником по личным ощущениям? Что тебе дало кураторство и наставничество?

Наверное, для меня кураторство и наставничество, к счастью, являются таким единым путём, так что я не особо их разделяю. Наверное, это тот путь, то развитие, которое я должен был проходить. Наверное, для меня кураторство дало очень нужный для меня буст внеучебной жизни Вышки. И я, наверное, именно с помощью кураторства понял, что мне она очень интересна, я хочу в ней развиваться, хочу погружаться в другие внеучебные проекты. Опять же, начал проходить какие-то другие школы. Это, например, «Вышка детям» или организация киноклуба, в том числе я в это вписался, потому что понял, что мне интересна внеучебка. В общем, все такие вещи для меня очень интересны. Интересными они стали именно после кураторства, когда я понял, - это то к чему у меня лежит душа. Ну и плюс, конечно, говорить с первокурсниками, общаться с ними, это очень приятно. Мне нравится, что я могу быть им полезным, и вот это вот ощущение, конечно, греет мне душу.
© Михаил Журавлев

Можно ли обращаться лично к кураторам, как их можно найти, можно ли писать в личные сообщения? Есть ли правило к кому можно обращаться?

Да, у нас все прописано в паблике, у нас есть контакты. Мы, я думаю, вскоре выложим уже пост, где напишем всех кураторов, все их контакты в плане Вконтакте и Телеграм, в зависимости от того, как вам удобнее это делать. Просто пишите им, задавайте вопросы, проситесь добавиться в паблик. Я думаю, что вам будет интересно посмотреть, узнать что-то именно от кураторов. В плане общения каких-то правил нет. По возможности писать не на «Вы», а на «ты», потому что мы все-таки примерно одного возраста с абитуриентами.

Пишите в любое время. Мы ответим. Ну, вряд ли вопрос очень срочный, так что мы ответим, когда нам будет удобнее, но чаще всего мы отвечаем очень оперативно.

Какие ты можешь дать советы ребятам, которые поступают, ребятам, которые только становятся кураторами? Что ты можешь сказать о кураторстве в целом?

Если именно с точки зрения кураторства говорить, обращаясь к абитуриентам, мы ждем вас на нашей программе, мы уверены в том, что сможем вам, если что, в чем-то помочь. Мы уверены, что наша программа заслуживает того, чтобы к нам поступать. Если чуть меньше официоза, то, наверное, просто хочется верить, что наша программа и мы в ее лице достаточно успешно справимся с этим годом абитуриентов. Будем помогать тогда, когда им это будет нужно. Приходя к кураторам, могу сказать, что как наставник я абсолютно в них уверен, я вижу в них огромный потенциал, понимаю, что у них есть очень много того, чего не было у меня и в целом у прошлого года, и, конечно, это меня очень сильно восхищает. Мне нравится то, что они очень сильно горят этим делом, и я уверен, что для первокурсников, поступающих в этом году, они будут прекрасными кураторами, они очень хорошо справятся со своими обязанностями. Потому что, во-первых, у них есть хороший пример, им нравится кураторская работа прошлого года, и они хотят подобное повторить. Потому что они в целом очень хорошие ребята, очень хорошие люди, и с ними будет комфортно общаться, я думаю, практически каждому первокурснику.
© Михаил Журавлев

А вот если обобщать что-то, делать заключение про в целом кураторство, то мы ждем в кураторстве в Вышке и конкретно на «Истории» всех желающих. Это не только, собственно, работа с первокурсниками, это возможность узнать себя получше, узнать получше одногруппников, однокурсников, возможно, даже людей с другой ОП, потому что всё-таки мы проходим Школу кураторов вместе с «Историей искусств» и даже иногда вместе с другими ОП ФГН. И я уверен, что для большинства из тех, кто проходит Школу кураторства, это будет исключительно позитивный опыт, и он запомнится как школа, как, опять же, опыт, который, возможно, даже изменит их жизнь в Вышке, ну или, по крайней мере, сделал её веселее.

Спасибо за интервью. Желаю вам развития кураторства!

Интервью брала студентка Богданова Екатерина 2 курс БИС221