Студент 4 курса Тимур Бердыев принял участие в конференции в рамках международного проекта "Школа открытого разума"
Тема конференции, проходившей в г. Кёльце (Польша) «Символы и знаки – проблемы вербальной и невербальной интерпретации». Тимур выступал с докладом «Советские юбилейные монеты и марки как средство идеологической пропаганды».
В мой первый учебный день в Польше, возле города Кельце, в гмине (деревне) Бёзене, многое шло вразрез с моими представлениями о конференциях вообще. Так случилось, что я опоздал на общее утреннее собрание, но попал уже прямо на выступление мэра этой гмины. Улыбчивый, веселый мэр, в костюме рассказывал о достопримечательностях своей гмины – одна церковь, молодежный клуб, крохотное озерко на опушке прилегающего леса, но с такой гордостью вел свой рассказ, как будто под его руководством находилась бурно развивающаяся страна. После его доклада микрофон взял профессор Олег Владимирович Лещак, куратор нашей Школы. Сперва я думал, что этот человек просто уборщик, или какой-то рабочий в доме мэра: бородатый мужчина в коротких шортах, гавайской рубашке, маленькими очками, кепке набекрень был совсем не похож на очень уважаемого ученого. Сперва он рассказал какой-то непонятный мне анекдот (на польском) и едва начал что-то говорить по поводу слов мэра, как его перебил другой, еще менее похожий на преподавателя человек – Ричард Стефаньски – наш второй куратор. Пан Стефаньски, как его все величали, щупленький, меланхоличный на вид доктор, был крайне экспрессивен, обаятелен и весел. Они кратко поспорили о чем-то на польском языке и снова вернулись к обсуждению слов мэра.
После этого было выступление девушки из Украины. Очень красивая, высокая, стройная, рыжая Оксана делала доклад про боевую лингвистику, про техники манипулирования сознанием в социальных сетях, подмене понятий и о многих других очень интересных исследованиях, которыми она занималась. Оксана делала доклад примерно полтора часа. Не потому что ей хотелось очень много рассказать, а потому что ее тема вызвала бурную дискуссию и настолько заинтересовала всех присутствующих, что вопросов ей задавали столько же, сколько у китайцев рецептов блюд из риса — очень много. Специфика конференции была такова, что каждый желающий мог без поднятия руки перебить докладчика и задать ему вопрос, оспорить его мнение, высказать свою точку зрения, поэтому доклад так сильно затянулся. Порой Оксана сильно нервничала, потому что как только она начинала развивать какую-либо новую мысль, ее молниеносно перебивали. Но она справилась и после бурных аплодисментов все мы пошли в местный краеведческий музей, где женщина пожилого возраста одетая в традиционную одежду рассказывала нам об укладах сельской жизни в гмине, показывала разные приспособления и средства труда. После чего угостила нас каким-то не очень мне не понятным блюдом — на сладкий хлеб был намазан паштет с орехами, а сверху были нарезанные маринованные огурцы. Мне не очень понравилось, но остальные были довольны.
Часам к семи вечера время докладов было окончено и мы вышли на улицу, где улыбчивый, гигантский по размерам старик с большущими усами уже жарил на мангале шашлыки, на столах стояли закуски и напитки. После ужина Олег Владимирович взял гитару и начал петь. Он спел порядка сорока песен на семи языках — Русском, Польском, Украинском, Сербском, Хорватском, Английском, Испанском очень красивым голосом, и я, как гитарист, могу утверждать, что мастерство его игры было на высоте. Этот человек стал для меня примером, к которому нужно стремиться – веселый, с огромным запасом анекдотов, которые он рассказывал даже во время докладов, один из самых уважаемых профессоров университета и виртуозный музыкант. Редко я встречал таких людей.
Система конференции была такова — в одном определенном месте мы находились только ночью — в гостинице. Днем же мы ездили по разным городам, посещали музеи, выставки, библиотеки и др. Везде нас принимали с большим радушием и после краткого рассказа о том месте, где мы находимся, нам выделяли место, где мы могли бы выслушать доклад выступающего. Поэтому, слушать доклады нам приходилось порой совсем в неожиданных местах, например, однажды нас отвезли на экскурсию в музей Белого Орла (выставка военной техники Второй Мировой войны), где участница конференции делала доклад в огромном самолете бомбардировщике.
Что касается моего доклада, то мне повезло больше — я выступал в большом конференц -зале в университете, где присутствовал ректор и некоторые другие преподаватели. Тему доклада я сформулировал таким образом — «Советские юбилейные монеты и марки как средство идеологической пропаганды». Свое выступление я рассчитывал закончить минут за тридцать-сорок, но вышло так, что обсуждение затянулось на два часа и двадцать минут. Это, как мне позже сказали, была одна из самых долгих дискуссий за всю пятилетнюю историю Школы. Я наверное, минут сорок отвечал только на вопросы, которые мне задали после того как я прочитал введение. Вымотался я безумно, но зато исписал для себя 3 листа А4 заметками и идеями участников конференции, которые могут мне пригодиться когда я буду писать дипломную работу.
В заключение своего повествования, кратко расскажу о некоторых местах в Кельце и Кракове, которые мне запомнились больше всего. В Кельце, с третьего по шестое сентября проходили третьи по величине в мире торги военной техникой. Нас отвезли туда на экскурсию. В пяти огромных выставочных помещениях были представлены все современные средства убийства и насилия. Когда я был внутри, видел и держал огромные снайперские винтовки, пулеметы, сидел внутри танков, я думал о том, что все это было создано человеком, чтобы убить другого человека, что танк, в котором я сейчас сижу, в будущем будет ехать по руинам разрушенного города или поселка.
Когда я был в Кракове, первый раз в жизни я побывал в католическом соборе. Огромный собор Святой Марии в центре Кракова удивил меня своим внутренним и внешним великолепием, пышностью. Однако, когда я ходил по соборам, в голове моей почему то все время крутилось стихотворение Александра Блока :
Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать,
Входить на сумрачные хоры,
В толпе поющих исчезать.
Боюсь души моей двуликой
И осторожно хороню
Свой образ дьявольский и дикий
В сию священную броню.
В своей молитве суеверной
Ищу защиты у Христа,
Но из-под маски лицемерной
Смеются лживые уста.
И тихо, с измененным ликом,
В мерцаньи мертвенном свечей,
Бужу я память о Двуликом
В сердцах молящихся людей.
Вот - содрогнулись, смолкли хоры,
В смятеньи бросились бежать...
Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать.
Наверное, стихотворение вспомнилось потому, что была холодная, дождливая погода и все казалось мрачным и леденящим.
Первая моя поездка в Европу превзошла все ожидания! Спасибо Вышке, спасибо преподавателям нашего факультета за то, что дали мне возможность учиться и делиться своими знаниями!
Студент 4 курса Бердыев Тимур.