Погружение в искусство Японии ХХ века с Дианой Видстром
13 октября в рамках курса «Искусство Азии: От Нового времени до современности» на 3-м курсе бакалавриата «Истории искусств» занятие по искусству Японии ХХ века провела куратор выставок и специалист по современному искусству Японии, сотрудник Государственного исторического музея искусствовед Диана Видстром. Студенты поделились впечатлениями.
Алиса Алферова, группа БИИ-181 :
Диана Андреевна рассказала нам о тенденциях развития японского искусства после 1945 года и до нашего времени. Несмотря на ограниченное время, она смогла подробно и понятно донести до нас информацию о большом и очень ярком периоде. Самое важное, на мой взгляд, это то, что у Дианы Андреевны получилось заинтересовать нас современным японским искусством. Меня особенно поразила группа Гутай, что в переводе с японского означает «конкретность», она была основана в 1954 году и внесла большой вклад в развитие перформативного искусства. Главной темой в их творчестве стало взаимоотношение человека с социумом и окружающей средой. Члены группы фиксировали каждый свой перформанс на камеру, чтобы их искусство не исчезло впоследствии.
После лекции мы представляли коллажи, выполненные на одну из предложенных тем. Я участвовала в создании коллажа, иллюстрирующего отсылки к японской культуре и искусству в аниме «Унесенные призраками» Хаяо Миядзаки. С детства я очень любила это аниме, оно одновременно пугало и притягивало меня своими образами и подтекстами. Но я никогда не представляла, какую огромную работу проделал Миядзаки с переосмыслением синтоизма и японской культуры в целом. Я решила пересмотреть другие работы этого аниматора и самостоятельно поискать в них взаимосвязь с японским искусством.
Камила Давлетшина, группа БИИ-181:
Мне очень понравились и лекция про искусство Японии второй половины XX века, и семинар, на котором каждая из пяти подгрупп, на которые мы разделились, представили свои коллажи на разные темы: кино, анимэ, мода, дизайн и компьютерные игры. Все коллажи получились очень интересными и информативными. Я узнала много нового в ходе семинара, а также получила опыт работы в группе, когда мы вместе с однокурсниками придумывали идеи для коллажа и писали сценарий.
Задание было очень необычным и позволило взглянуть на известные вещи под новым углом. У каждого участника группы была возможность внести свой вклад в общий проект и предложить оригинальные идеи. Познакомившись с коллажами других групп, я была удивлена, насколько неординарными оказались решения, а о каких-то сюжетах я узнала впервые: например, о компьютерных играх в Японии. Комментарии Дианы Андреевны к каждому проекту помогли воссоздать более цельную картину японского искусства.