Università di Sapienza, или магистратура в Италии. Часть 1
«Я мечтала быть, жить и учиться в Италии с первого курса бакалавриата в Вышке. Осуществить мечту мне удалось сразу после выпуска — я поступила на магистратуру по истории искусств на итальянском языке в римский университет Ла Сапьенца. Мой первый год учебы практически полностью прошел на удаленке и в Италию удалось уехать не сразу. Но теперь, когда я уже около года живу и учусь здесь полноценно, я наконец могу рассказать об этом», — делится воспоминаниями выпускница программы ОП «История искусств» Анастасия Преснякова.
Процесс поступления
Мое поступление пришлось на лето 2020 года, когда коронавирусная эпидемия была в самом разгаре, и никому ничего не было известно — о правилах приема иностранных студентов до последнего момента ничего не знало само Министерство образования Италии. Было очень тревожно и пугающе, у многих поступление за рубеж в принципе встало под вопросом. Но университеты продолжали принимать заявки и призывали спокойно ждать официальных документов и заявлений. Как оказалось, поводов для волнения правда было меньше, чем все тогда думали. Далее я описываю процесс поступления на 2020 год, но, кажется, вся приведенная информация остается актуальной и по сей день. Однако, необходимо всегда следить за официальными заявлениями Министерства Образования Италии и консульством, чтобы точно знать, как происходит поступление в Италию сейчас.
Практически в любой университет Италии можно подать заявку онлайн на сайте университета. Для подачи заявки список документов стандартный в большинстве случаев — резюме, мотивационное письмо, рекомендательные письма, документы, подтверждающие личность, ваши дипломы и языковой сертификат. В зависимости от программы иногда могут попросить и портфолио, но это касается в основном творческих специальностей. В некоторых университетах несколько волн подачи документов, в других — просто один открытый период. В большинстве университетов дедлайн приема документов — в мае/июне, но некоторые университеты принимают документы от иностранных абитуриентов даже до сентября. Если комиссия положительно оценила вашу заявку, вы получаете так называемый оффер или письмо о предзачислении. Если отрицательно — вам приходит отказ.
С письмом о предзачислении вы можете продолжать процесс поступления. Дело в том, что абитуриент из России на следующем этапе может подать заявку на поступление в официальные итальянские органы только в один университет — раньше этим занимался Институт итальянской культуры, теперь это делается через специальный сайт, реализованный итальянским Министерством образования. Вы должны загрузить туда все ваши вышеперечисленные документы вместе с письмом о предзачислении и Dichiarazione di valore, если она у вас уже есть. Dichiarazione di valore — это специальный документ, заверяющий и признающий ваше зарубежное образование в Италии. Для того, чтобы сделать DDV, вам нужно заверить свой университетский диплом и школьный аттестат апостилями, затем перевести все на итальянский язык с помощью переводчика, аккредитованного итальянским консульством, а потом заверить все это в консульстве Италии. Дальнейший шаг — отнести все это работникам в визовый центр Италии для самого DDV. Если у вас уже есть письмо о предзачислении, то DDV вам сделают бесплатно, но действительно оно будет только для того университета, от которого вы получили оффер. Если будете делать без письма, заплатите примерно от 100 евро за диплом.
Вы должны дождаться положительного ответа на том самом сайте, куда вы отправили свою окончательную заявку и, как только он придет, можете собирать и подавать документы на учебную визу типа D. Раньше эти визы давались на год или 9 месяцев, сейчас сроки сокращены — в большинстве случаев визы выдают от 3 до 6 месяцев. После приезда в Италии вы подаете на учебный вид на жительство, который вы должны будете обновлять каждый год, и ждете его выдачи, сроки ожидания тут от 3-4 месяцев минимум.
Звучит как ужасный бюрократический ад: так и есть. Но к нему рано или поздно привыкаешь — первые месяцы это дается очень тяжело, ты много злишься и нервничаешь. Мой друг-итальянец мне как-то сказал, услышав от меня очередную истерику по этому поводу: “прекращай так это воспринимать, или заработаешь себе сотню хронических болезней”. Он оказался прав, злиться на это бесполезно, как и бороться с этим. Да, все делается с огромным количеством шагов и бумажек. Да, все делается медленно. Но лучшее, что вы можете сделать — громко выругаться на итальянском и пойти взять апероль, чтобы посидеть с ним на солнышке, успокоиться и пойти заниматься своими делами. И терпеливо ждать.
У меня была индивидуальная ситуация. Дело в том, что Сапьенца в последние годы немного ужесточила правила приема студентов: вступительный языковой экзамен стал сложнее, условия подачи на стипендию стали строже, отбор в университет тоже. В Сапьенце онлайн-подача заявки возможна только на ряд программ, на оставшееся большинство она не предусмотрена — вот и на мою ее не было. Мне пришлось подавать заявку сразу через сайт Министерства образования Италии — это означало огромный риск, так как никакого оффера у меня не было, не было никакого понимания о том, одобрят меня или нет. Таким образом я отрезала себе все альтернативные варианты, например, Миланский и Болонский университеты, в которые я прошла. Но мою заявку приняли. Далее мне пришлось сдать внутренний экзамен по итальянскому и пройти маленькое, чисто формальное собеседование. Меня наконец допустили к учебе.
Отдельно скажу про языковые сертификаты и вступительные экзамены. Из-за ковида у меня не было шанса сдать итальянский на языковой сертификат. Если вы оказались в ситуации, когда у вас нет возможности его получить (будь то итальянский сертификат, если вы поступаете на италоязычную программу, или английский, если на англоязычную — их в Италии тоже очень много), не расстраивайтесь раньше времени. Много университетов дают возможность пройти внутренний вступительный языковой экзамен, и, как правило, он гораздо легче сертификационного. И еще — даже если вы решили, что будете поступать и учиться на английском, итальянский на базовом уровне вам все равно понадобится, потому что на английском тут говорит далеко не каждый.
Учебный процесс
Учебный процесс на магистратуре в Сапьенце сильно отличается от вышкинского. Во-первых, он менее организован и структурирован во всех отношениях. У этого есть и свои плюсы, и минусы. Учиться здесь в принципе очень легко и ненапряжно — итальянское расслабление чувствуется даже тут. К примеру, обязательного посещения лекций нет. Вы можете не появляться на лекциях весь семестр, но вас все равно допустят к экзамену, однако сдавать вам придется расширенную программу — плюс 2-3 книжки к общему списку литературы. На каждый предмет в сессию вам дается три даты экзамена — можете выбрать любую, а если в первый или второй раз не получится сдать, можете спокойно записаться на третий. Но даже если и тогда вы не сдали экзамен — ничего страшного, сдадите в следующей сессию. Ну или в ту, что следует за ней. Или через год, а может и через три. Никаких санкций, разве что официальный незачет слегка понижает общий рейтинг, но он нужен только для подачи на внутренние стипендии по успеваемости. А так — можете учиться здесь хоть 10 лет, главное сдавать хотя бы 2 экзамена в год и платить за учебу.
В учебном плане нет обязательных предметов. Список курсов ты собираешь сам, однако все предлагаемые курсы разбиты на группы и в каждой группе предметов студент должен набрать определенное количество кредитов — это, пожалуй, единственное условие. Обязательными в учебном плане являются только написание ВКР и стажировка. Насколько я знаю, такая степень свободы вводится только с магистратуры, в бакалавриате у них есть обязательная программа с парой свободных курсов, которые можно выбрать по своему желанию. Такая свобода выбора автоматически создает проблемы с вашим личным учебным расписанием: совпадение часов лекций одного курса с другим и даже третьим тут вполне повседневная вещь и никакой учебный офис это не беспокоит, никто с этим разбираться не будет. Поэтому здесь очень распространено просить других студентов записать лекции, которые ты пропускаешь, на диктофон или видео, если лекция идет в зуме.
Такой подход отлично подойдет для “свободных художников”, которые привыкли работать в автономии, и людей с тревожным расстройством, так как здесь не чувствуется огромного давления в связи с учебой и дедлайнами. Я попадаю в обе эти категории, так что чувствую себя здесь превосходно. Однако в таком подходе есть и ощутимое количество минусов. Никто не будет вами здесь особо заниматься, если вам самому это не нужно. Учебный офис не будет писать письма с напоминаниями о дедлайнах или других важных вещах, а если вы спросите их о чем-нибудь по почте, запаситесь терпением: на вопросы “первой необходимости” мне отвечали и по 2 недели, и по 3 месяца. Справедливости ради стоит сказать, что если кто-то здесь берется за помощь тебе, то делает это от всего сердца и всегда старается довести дело до конца. Просто здесь тот, “кто понял жизнь, тот не торопится”. Ну и ответы практически на все вопросы есть на сайте университета, ищутся они не очень сложно, у них неплохая навигация.
Сами профессора, в большинстве случаев, ограничиваются только лекциями и списком литературы, на котором эти лекции базируются. В редких случаях преподаватели устраивают на своем курсе пару семинаров, проектную работу или требуют одну письменную работу, которая будет влиять на итоговую оценку за курс. То есть, вы не пишете. Практически совсем. Только слушаете лекции и читаете книжки. Для меня это было тяжелым ударом, и никаких специальных подготовительных курсов у них нет. Чтобы начать писать свою магистерскую диссертацию на итальянском языке, мне пришлось самостоятельно изучать несколько книг по академическому письму на итальянском, это было не так-то просто.
Наверное, это (и многое другое) влияет на тип производимого научного знания в гуманитарном секторе в Италии: иногда, читая работы тех же профессоров, ты понимаешь, что ты читаешь не научную работу, а какую-нибудь интересную историю или занимательную статью энциклопедического толка. Если вас серьезно интересует продолжение научной карьеры после образования в Италии, вам самим придется потрудиться над вашими академическими навыками, либо выбрать в качестве своего научного руководителя кого-то, чьи тексты отвечают академическим стандартам — такие люди тут есть, просто их не большинство. Но, вообще говоря, я очень много слышу о том, что в отношении организованности и качества академической выучки на севере Италии все обстоит гораздо лучше. В общем, свободы здесь столько же, сколько и ответственности за себя — если вы действительно хотите получить знания и пробиться, вам придется потрудиться и все зависит только от вас.
При всем этом, все преподаватели до единого — бесспорно одни из самых лучших специалистов в своем деле. Лекции и предметы невероятно интересные, подача почти всегда держит студента во внимании и тонусе, у всех преподавателей невероятная харизма и искреннее увлечение тем, чем они занимаются. Плюс, здесь слабее выражена иерархия преподаватель—студент: она бесспорно есть, но отношение к студентам со стороны преподавателя более человечное — они всегда открыты к разговору, очень доступны, очень вежливы. Это невероятно вдохновляет на то, чтобы посещать все лекции и не боятся сделать ошибку. Здесь все понимают, что в процессе учебы делать ошибки — это нормально.
Бакалавриат по истории искусств в Вышке дал мне хорошую теоретическую базу. В магистратуре Сапьенцы я сделала упор на практическую, так как выбор курсов это вполне позволял. В мой учебный план входят “Методологии преподавания истории искусств”, “Кураторские практики”, “Музейные технологии, коммуникации и управление культурным наследием”, “Арт-рынок”, “Искусство в диджитал эпоху”, где нам рассказывают про крипто-искусство, NFT и блокчейн-технологии. Абсолютно все, что мне давали на этих курсах, было заточено на реальное положение дел в мире искусства и практику. Знания были абсолютно новыми, литература была подобрана совершенно гениальным образом. Именно за этим я и шла сюда в магистратуру, так что я осталась максимально довольной. На некоторых из этих курсов мы занимались проектной работой, которая выходила за рамки учебного задания. А еще, если ты инициативен и тебе есть, что предложить или спросить у профессора, то это шанс наметить карьерные перспективы или даже устроиться на хорошую стажировку. Из “теоретических” курсов у меня были выбраны “Искусство 20 века”, “История фотографии”, “История критики искусства”, “История архитектуры”, “История Италии ХХ века” и “Культурная история информационных технологий”. Не могу добавить ничего кроме того, что и эти курсы оказались превосходными.
Стоит отдельно отметить, что курсы на магистратуре тоже не предполагают системность учебной стратегии. Курс может называться “Искусство Возрождения”, но при этом это будет авторский курс одного профессора, полностью посвященный Рафаэлю. В каждой “категории” или курсе есть выбор — свои программы предлагают несколько преподавателей. Так что тут вы выбираете, основываясь на своих интересах. Когда я только начинала учиться в Сапьенце, я выбрала курс по истории критики искусства. На первой же лекции выяснилось, что курс полностью и целиком посвящен Вазари — профессор собирался подробно разбирать 10 изданий его “Жизнеописаний”. Вазари я ценю и люблю, но для меня это показалось слишком, и с этого курса я перешла на другой.
Еще один аспект, на который можно обратить внимание — особенный студенческий менталитет, который базируется на духе соперничества и соревновательности. Выражается это в том, что каждый тут сам за себя. В Вышке мы всегда все делали вместе: если это был сложный тест, всей группой готовили материалы для него, если экзамен — все вместе писали билеты. Попросить у кого-то конспекты было абсолютно нормально, все делились друг с другом всем и помогали во всем. Тут же все устроено немного по-другому. Люди, которые готовы тебе помогать, здесь есть, просто их не очень много. Какой-то базовой информацией с тобой тут запросто поделятся, да и чаты студентов по курсам тоже очень дружелюбные, много людей откликаются на просьбы записать на аудио лекцию, если ты ее пропускаешь, и потом прислать ее тебе. Но у меня уже несколько раз было так, что я просила конспекты по по лекциям и мне писали в личные сообщения “а какую тебе именно лекцию? пришли свой мейл, я скину тебе нередактируемым файлом, только больше никому не показывай”. Я все прекрасно понимаю про интеллектуальную собственность, но мне это кажется крайностью: некоторые даже продают свои конспекты. За всю историю моей учебы только одна девушка в ответ на мою просьбу сразу скинула файл с конспектами. Учебными материалами, литературой к экзамену, если вдруг она есть только у тебя одного, тоже не принято делиться, поэтому приходится спрашивать у всех лично или выискивать самой. Я такого отношения просто не понимаю, и оно меня жутко раздражает, поэтому если я нахожу какие-то нужные для курса материалы, я сразу кидаю их в общий чат — меня потом благодарят так, как будто я спасла человеческую жизнь, и называют “ангелом, спустившимся с небес”.
Инфраструктура университета
У Сапьенцы, как и у Вышки, несколько зданий и кампусов, все они разбросаны по Риму, относительно близко друг от друга. Но есть и “главный”, где располагаются все здания, связанные с ректоратом, и множество факультетов — в нем находится и здание гуманитарного факультета, к которому относится моя программа. Внутри всего комплекса и отдельных зданий расположены аудитории, учебные части, разные офисы, библиотеки, читальные залы, архивы и несколько музеев. Вокруг очень хорошо, деревья, цветы, очень много студентов проводят время, сидя на травке перед кампусом, читая, обедая или болтая с друзьями и одногруппниками.
Я была в разных кампусах и зданиях Сапьенцы — некоторые из них расположены чуть ли не рядом с римскими виллами, а общественные пространства для студентов представляют из себя садовые оазисы. Там безумно приятно находится. Если же на улице сидеть не хочется, то можно забронировать место в аудитории или библиотеке и пойти учиться туда. Раньше вход был свободный, но с ковидом все стало регламентированнее.
Роскошных или хоть каких-нибудь столовых здесь нет — все перебиваются тем, что есть в ближайшем баре около университета, в вендинговых автоматах или же приносят еду с собой. Неподалеку от главного кампуса есть спортивный зал — если ты студент или стипендиат, то тебе продадут абонемент по очень комфортной и хорошей цене. Чуть подальше от кампуса есть даже бассейн, там тоже хорошие скидки для студентов.
Инициатив, разных студий, студенческих организаций и активизма здесь очень много, выбирай все, что хочешь — от правозащитных проектов до театральных студий. Все это поддерживается и финансируется самим университетом. Недавно Сапьенца была признана лучшим вузом Италии, а ректором университета впервые в его истории стала женщина — Антонелла Полимени.
Стипендии и льготы
Почти во всех государственных вузах Италии можно отучиться практически бесплатно, и Сапьенца не исключение — при этом язык программы не имеет значения. Более того — получить эту стипендию абсолютно реально. Когда я рассказываю о том, что заплатила за первый год своей учебы в Италии всего 180 евро регионального налога, мне не верят и крутят пальцем у виска. Тем не менее, так оно и есть.
Стипендии по типу делятся на две категории. Первая категория — merit-based стипендии. Это стипендии, которые предлагаются самим вузом и даются они, исходя из ваших предыдущих академических успехов, чаще всего — из вашего GPA. Они не базируются на космических значениях, так что если у вас GPA не менее 8.0, советую рассмотреть такой вариант, но гарантировать ничего нельзя. Но шанс правда довольно высокий. Стипендия обычно составляет от 3 до 5 тысяч евро (все зависит от конкретного вуза) и выдается в две или одну выплаты на целый год. Это не деньги, на которые можно полноценно жить и содержать себя в Италии, но все равно большая и ощутимая помощь. С вас также по умолчанию снимается обязательство платы за учебу.
Вторая категория — need-based стипендия, которая выдается государством и рассчитывается на основе финансового положения вашей семьи, она есть во всех регионах и называется Diritto allo studio или Право на учебу. Правила получения стипендии в разных регионах могут разниться в деталях, но общий принцип у них один. Необходимо собрать документы, указывающие доход, недвижимость и состав вашей семьи, перевести все на итальянский язык с помощью аккредитованного переводчика и заверить в итальянском консульстве. Расходы на документы и их легализацию могут доходить до 20-30 тысяч рублей, процесс это сложный и долгий, но могу сказать, что все это реально и того стоит.
Если вы получили стипендию, вы платите за учебу только региональный налог размером в 180 евро, который через год возвращается вам обратно. Можно запросить полную стипендию размером в около 6 тысяч евро, а можно запросить общежитие и половину стипендии — общежитие довольно хорошее, находится напротив главного кампуса. В нем же есть столовая. Как стипендиат, вы можете запросить ежедневный ваучер на 5 евро и использовать его при оплате вашего обеда в этой столовой. Насколько я знаю, есть даже стипендия, покрывающая покупку учебной литературы, но я ни разу не подавалась на нее.
Если вы не набираете нужное количество учебных кредитов за год, то вы теряете стипендию и, если вам уже успели выплатить ее первую часть, вы должны будете вернуть деньги. Есть планка кредитов, по которой вы получаете половину стипендии; достигнув следующей планки кредитов, вы получаете вторую ее часть, а если достигнете третьей — имеете право повторно подавать на стипендию на следующий учебный год. Планки эти не очень высокие, вполне реальные, обычно вам нужно сдать до 6 предметов в год, чтобы у вас потом не было проблем со стипендией.
Есть еще один способ снизить оплату за учебу, однако без получения какой-либо стипендии. Вы берете все вышеуказанные документы, касающиеся финансового положения вашей семьи, заверяете в местном соответствующем органе и получаете финансовую декларацию вашей семьи, называется она ISEE. По ней рассчитывается возможная скидка на обучение. Из-за проблем со здоровьем и онлайн-обучением на первом году мне не удалось набрать нужное количество кредитов, чтобы подать на продление стипендии, поэтому я очень надеялась на этот ISEE. Раньше можно было подать декларацию даже с нулевым значением, но, видимо, Сапьенца устала обучать бесплатно тысячи студентов и с этого года ввела условие, что декларация должна быть не ниже прожиточного минимума в 5 тысяч евро. Поэтому мне пришлось грустно вздохнуть со своей декларацией в 900 евро и заплатить за второй год обучения. Справедливости ради стоит сказать, что год обучения в Сапьенце (как и во многих других государственных вузах Италии) стоит всего 1000 евро. Даже переводя на сегодняшний курс, это в среднем в 5 раз меньше цены года обучения на коммерции в хорошем московском вузе.
Стипендия не покроет все ваши расходы, но станет большим финансовым подспорьем. Несмотря на то, что все говорят, что в Италии нет работы, ответственно заявляю, что найти подработку для поддержания жизни здесь можно очень легко — я работаю бартендером в музыкальном баре неподалеку от дома. Это правда, вы вряд ли устроитесь здесь на хорошую, серьезную и денежную работу, будучи еще студентом, но это не значит, что без нее вы умрете здесь от голода.
Если вы сделали эту декларацию или являетесь стипендиатом, то, конечно, можете рассчитывать на льготные абонементы на транспорт. Уверена, что есть множество других льгот, просто не все ими пользуются и не все из них оказываются нужны. Для того, чтобы добиться студенческих льгот как, например, дешевый или бесплатный билет в музей, даже не обязательно заводить себе студенческую карту (ее выдают по запросу), можно просто скачать приложение университета и показать ваш профиль в нем.