• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Искусство первой половины XX века

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен основным проблемам и мастерам искусства первой половины XX века в Европе и США и охватывает материал от экспериментов авангарда до Первой мировой войны (кубизм, фовизм, экспрессионизм, беспредметное искусство) до течений межвоенного периода (дадаизм, сюрреализм и другие). Особое внимание уделяется вопросам эстетики модернизма.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента представлений о месте и роли искусства первой половины XX века в мировой истории
  • формирование у студента представлений о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным этапам искусства данного периода
  • ознакомление студентов с мировыми и отечественными трудами о генезисе и историческом развитии искусства в рамках рассматриваемого периода
  • выработка у студентов умения раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры
  • развитие у студентов комплексного представления о взаимодействии и взаимовлиянии творчества художников, мнений критиков, деятельности художественного рынка, вкусов коллекционеров и кураторов музейных коллекций
  • выработка у студентов умения определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть основными методами и терминологией
  • знать мировые и отечественные труды о генезисе и историческом развитии искусства в рамках рассматриваемого периода
  • знать стилистические особенности этого искусства в целом, а также о специфические черты изобразительной деятельности, присущие отдельным этапам искусства данного периода
  • представлять место и роль искусства второй половины XIX – первой половины XX века в мировой истории
  • уметь определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
  • уметь раскрыть связь между формальнообразной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусство первой половины ХХ века. Из века XIX-го в XX-й.
  • Искусство первой половины ХХ века. Культура символизма и ее влияние в ХХ столетии. Ар нуво.
  • Искусство первой половины ХХ века. «Сила инстинкта» и «новые обретения» фовизма.
  • Искусство первой половины ХХ века. Кубизм и его «эхо» в «-измах» 1910-х гг.
  • Искусство первой половины ХХ века. От экспрессионизма к абстракции: «Мост и Синий всадник».
  • Искусство первой половины ХХ века. Романтика беспредметного. Россия – Германия – Голландия.
  • Искусство первой половины ХХ века. Дада: антиискусство как международный проект.
  • Искусство первой половины ХХ века. Сюрреализм 1920-х–1930-х. гг. Между эпатажем, коммерцией и дизайном.
  • Искусство первой половины ХХ века. Практичность беспредметного. Баухаус, Интернациональный стиль, «модернизм».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен по вопросам
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.5 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2000
  • История памятников архитектуры : от пирамид до небоскребов, Овсянников, Ю. М., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Barr, A. H. (2018). Cubism and Abstract Art. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2154455
  • Brodskai︠a︡, N. V. (2012). Symbolism. [New York]: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=436236
  • Dadaism, Surrealism, and the Unconscious. (2013). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8B7A3F83
  • Expressionism in the Netherlands. (2019). Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dare.uva.nl.publications.4c9995c5.c90f.46fd.9a2d.7e538460f957
  • Kandinsky, W. (2015). Wassily Kandinsky. New York: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1055729
  • Nathalia Brodskaïa. (2018). Impressionism. [N.p.]: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1793825
  • Seder, A. (2015). Art Nouveau: Objects and Artifacts. Mineola, New York: Dover Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1155836
  • Weber, N. F. (2013). The Bauhaus Group (Vol. Unabridged). New York: Knopf. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=723242

Авторы

  • Петухов Алексей Валерьевич
  • Назарова Ольга Алексеевна