• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар в церкви Большого Вознесения

22 ноября наша группа будущих искусствоведов встретились с А. В. Артемьевым, художником-реставратором, работающим над воссозданием церковной живописи храма Храма Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот. Публикуем впечатления некоторых участников семинара.

Анастасия Грузнова: «Храм Вознесения Господня в Сторожах известен многим только как место венчания Пушкина, поэтому было интересно узнать больше о его истории. Например, А.В. Артемьев рассказал, что фреску купола вероятно выполняли по эскизам Доменико Скотти, поэтому такой же необычный сюжет можно увидеть на куполе храма иконы божией Матери Всех скорбящих Радость, который возможно расписывал Доменико Скотти. Кроме того, художник объяснил нам особенности нанесения росписи. Знакомство с А.В. Артемьевым помогло понять, какой колоссальный труд стоит за произведениями искусства, как искусствоведы могут проявить себя в реставрационных работах.»

Золозова Маша: «Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот поражает своей величественностью. Весь храм пронизан духом старины, создается ощущение, что этот храм стоял незыблемо с XIX века, а ведь ему пришлось пережить очень многое, и реставратором удалось сохранить атмосферу того времени. Нам удалось даже поговорить с художником-реставратором, для которого этот храм занимает отдельное место в жизни. Его любовь, трепетное отношение и действительно истинное понимание "души" храма, отразилась в проделанной им работе».

Анастасия Бурзак: «Мы зашли внутрь церкви, когда солнце ярко светило над нашими головами, а вышли, когда совсем стемнело, и город начали освещать бесчисленные огни.  На протяжении всего времени пребывания в храме Алексей Валерьевич рассказывал нам о его истории, он говорил и о своем личном опыте, непосредственно связанным с этой постройкой. Особенно удивительным мне показалось освещение при дневном свете:  солнечный свет проникает сквозь окна, создавая волнительно-торжественную атмосферу и мистические блики по всему интерьеру церкви. Мы побывали в невероятном месте, поговорили с замечательным человеком и получили множество разнообразных, но положительных эмоций. Спасибо!»

Соня Стабблабайн: «Более всего меня поразила та искренность и то человеческое участие и интерес с которым художник рассказывал нам о процессе восстановления росписей. Мы услышали очень трогательную историю о том, как от росписи остался лишь пальчик и крылышко, а остальная часть ангела была потеряна, и художнику пришлось написать большую часть заново. Хочется сказать большое спасибо за возможность послушать человека, который занимается этим храмом уже более 25 лет, и очень трепетно и лично готов об этом рассказать».

Юля Михеева: «Узнали о том, как просто может начаться реставрация памятников, и к какому грандиозному результату это может привести.
 
Маргарита Левашова: «Алексей Валерьевич рассказывал много фактов об истории этого здания: и любопытных (в этой церкви пел сам Шаляпин), и пугающих (как, например, отпевание одновременно более ста юнкеров, погибших при штурме Кремля в 1917 или испытание разрядами молнии обшивки космических кораблей). Мы общались довольно долгое время, но оно пролетело очень быстро! Алексей Валерьевич был рад узнать, что мы – будущие искусствоведы, что нам действительно интересно слушать о реставрации и не только».

Лилия Иванова: «Удивительный опыт — общение с человеком, которому довелось по крупицам восстанавливать живопись целого храма, восстанавливать его историю. И даже, я бы сказала, общение с настоящим мастером своего дела, потому что когда мы впервые зашли в здание, я была уверена, что почти все фрески в нем оригинальны, а мастер лишь слегка восстановил их. В процессе разговора я узнала, что мое суждение оказалось ошибочным, ведь, как оказалось, монументальная живопись этого храма была почти вся утрачена в период советской власти, и художник проделал грандиозную работу по ее восстановлению! Ведь сложность заключалась не только в том, чтобы восстановить шедевры монументального искусства, надо было повторить почерк мастеров того времени и угадать сюжеты по крошечным обрывкам, и, по правде говоря, сюжеты этого храма являются очень не тривиальными и от этого угадать их было вдвойне сложно.  И мне кажется, что восстанавливать работы художников и реставрировать их в тысячу раз сложнее, нежели писать самому. Ведь надо всегда сохранить культурную и историческую ценность работы, сохранять индивидуальный стиль автора и не добавлять своего, а это по истине сложно. И общение с человеком, который смог выполнить эту задачу — незабываемый опыт. Огромное спасибо».