Иностранные библиотеки: что это и как туда попасть
«К концу второго курса большинство студентов успевают освоить не только РГБ, с классического содержания которой начинается работа над первой курсовой, но и другие московские библиотеки – Иностранку, РГБИ, библиотеку Пушкинского музея. Однако всегда может случиться, что какой-нибудь книги, такой важной и необходимой, нет ни в них, ни в онлайн-доступе. Дальше всё зависит от того, насколько она вам нужна – и если без неё не обойтись, поехать искать её в иностранных библиотеках – хороший вариант» – делится с нами своим опытом студентка 3 курса ОП «История искусств» Мешалкина Екатерина.
Большинство каталогов доступны онлайн; кроме того, есть полезный ресурс (worldcat.org), который предоставляет целый список библиотек, где находятся разные издания интересующей вас книги.
Как известно, исчерпывающих собраний не бывает, и вполне возможно, что вам понадобится не одна библиотека. В любом случае, обязательно нужно проверить, на каких условиях в выбранные вами библиотеки допускаются студенты разного уровня обучения – возможно, вам понадобится рекомендательное письмо или другие документы. Всегда стоит иметь с собой карточку ISIC – даже если её не спросят в библиотеке, могут предоставить скидку где-нибудь ещё.
Чтобы получить грант на поездку с научно-исследовательскими целями, нужно обратиться в Образовательную комиссию ФГН, заполнив соответствующую форму и прикрепив к ней рекомендацию от научного руководителя. К этому моменту вы должны уже чётко представлять, какие книги вам понадобятся и где они хранятся, и указывать в заявке полные библиографические данные.
По своему опыту я могу рассказать о поездке в Лондон. Она понадобилась мне не только потому, что большинство библиографии для моей курсовой – англоязычная литература, но и потому, что в Лондоне хранится одна из картин, которым работа посвящена – копия «Сада земных наслаждений» Иеронима Босха, сделанная в середине XVI века. Над сравнением её с копией той же картины в Государственном Эрмитаже я работаю с прошлого учебного года под руководством Ольги Алексеевны Назаровой, и для подтверждения основной гипотезы работы – наличия у этих картин общего картона-образца – нужно было тщательно рассмотреть технику, в которой сделаны обе копии.
Обширную литературу о практике копирования в Нидерландах XVI века и современных исследованиях продукции и внутренней жизни художественных мастерских я начала искать в Британской библиотеке (The British Library). Это огромное здание с очень понятной структурой.
Первое, что стоит знать об этой библиотеке – не стоит путать её с The London Library, чем часто грешат даже сами лондонцы. Лондонская библиотека находится на St. James’s Square, Британская – в районе King’s Cross St. Pancras.
Второе: чтобы минимизировать время, посвящённое формальностям в самой библиотеке, можно использовать по максимуму её онлайн-возможности: начать регистрировать читательский и заказать выбранные в каталоге книги на определённую дату и время в любой зал по вашему выбору.
На сайте библиотеки много довольно запутанной информации о требуемых для регистрации документах – большой перечень того, что может быть принято как подтверждение вашей личности, вашей подписи и вашего постоянного британского адреса. На самом деле для завершения процесса регистрации на месте вам потребуется только ISIC и два паспорта: заграничный и российский; вас попросят перевести свой адрес прописки на английский язык, сфотографируют и выдадут действительный около года пропуск.
Если вы заказали нужные книги заранее, вам нужно подойти в выбранном вами зале к стойке Issue&Return, предъявить пропуск и получить книжки, которые по завершении работы туда же сдать.
Что в Британской библиотеке делать можно: фотографировать книги без вспышки, пользоваться wi-fi и электронными ресурсами со стационарных компьютеров или собственных ноутбуков, делать пометки на своей бумаге карандашом, просить персонал о помощи и оставлять вещи в камере хранения.
Чего делать нельзя: проносить в читальные залы ручки и еду, и воду, поэтому всё это вы оставляете в камере хранения, а в зал берёте всё необходимое в тут же выдаваемых прозрачных сумках.
Когда вы сдаёте книги, можно попросить, чтобы их зарезервировали для вас на ближайшие три дня.
Вторая библиотека, которая может оказаться полезной, – библиотека Института Аби Варбурга.
Здесь не требуется такая основательная онлайн-подготовка к визиту: если вы студент бакалавриата, вам нужно просто прийти в библиотеку с ISICом и рекомендательным письмом от научного руководителя, в котором обоснована необходимость посещения вами библиотеки и указан срок, на который вы хотите получить доступ к её собранию.
Нужную книгу можно найти самостоятельно, заглянув в электронный каталог, - компьютеры есть на каждом этаже. Книги рассортированы по этажам в зависимости от тематики и получают дальнейшие обозначения секций по сужению их предмета, а внутри секций располагаются в алфавитном порядке. Разложить эту матрёшку помогают написанные на каждой полке секции и номера её содержимого, - будьте готовы, что по этим данным вам придётся искать книгу самостоятельно и прямо на полке, если только вы не являлись читателем библиотеки до этого и не оформили свой заказ онлайн.
Камера хранения и wi-fi здесь тоже есть, а ещё есть бесплатная услуга сканирования книг, что, впрочем, может занять больше времени, чем фотографирование, которое в библиотеке Института Варбурга тоже разрешено.
Свои библиотеки имеют в Лондоне многие музеи, например, V&A и Tate, и их каталоги тоже доступны онлайн.
Главный итоговый совет – проверяйте заранее доступность нужных вам изданий и условия доступа к ним, а ещё не бойтесь уточнять у сотрудников вслух или по электронной почте то, что вам непонятно, или просить помощи: они понимают, что вы с большой вероятностью впервые пользуетесь их библиотекой; нет такого уровня знаний и владения английским языком, который был бы обязан иметь любой, входящий в эти стены.
Мешалкина Екатерина Сергеевна
Студентка ОП "История искусств"
Назарова Ольга Алексеевна
Школа исторических наук: Старший преподаватель; Научный руководитель
Шарнова Елена Борисовна
Школа исторических наук: Доцент; Академический руководитель ОП «История искусств»