• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

III ежегодная конференция молодых исследователей

21 и 22 февраля 2020 г. состоялась третья ежегодная конференция молодых исследователей, организованная бакалаврами ОП «История искусств» и магистрами ОП «История художественной культуры и рынок искусства». В этом году она получила название «Забытое искусство / The Forgotten Art». Мы хотели обсудить причины вытеснения тех или иных явлений, имен и памятников из искусствоведческого дискурса.

Выбрав такую тему конференции, мы пригласили к диалогу исследователей, которые занимаются малоизученными памятниками или забытыми явлениями в искусстве, а также работают с архивами или с неизвестными коллекциями.

В организационный комитет вошли студентки 4-го курса бакалавриата «История искусств»: Анастасия Курьянова, Анастасия Преснякова, Анна Сумина, Вероника Никишова – а также студентка 1-го курса магистратуры «История художественной культуры и рынок искусства» Ксения Линькова.

В этом году оргкомитет рассмотрел более 70 заявок, которые пришли из разных институций - МГУ им. М.В. Ломоносова,  НИУ ВШЭ, ГИИ,  СПбГУ,   ЕУ, МГАХИ им. В.И. Сурикова, СПбГАИЖСА им. Репина, РАЖВиЗ Ильи Глазунова, РГГУ, РГУ им. А.Н. Косыгина, ОЦАД  им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, РУДН, а также из региональных университетов: УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург), ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ (Казань), СГУ им. Н.Г. Чернышевского (Саратов) и ТувГУ (Кызыл). Количество и качество заявок превысили все ожидания, и перед оргкомитетом стояла сложнейшая задача, которая заключалась в том числе в выборе между хорошим и хорошим.  

Всего на конференции выступило 26 докладчиков: бакалавры, магистры, аспиранты. Особенно радует, что свои силы попробовали наши студентки-второкурсницы, выбравшие необычную форму презентации: они выстроили своеобразный диалог, пусть и не всегда убедительный с точки зрения аргументации, но увлекательный по подаче. 

Мы довольно долго работали над распределением докладчиков по секциям, и в итоге остались очень довольны получившейся логикой. Большая часть сконцентрировалась на привлечении внимания к забытым или неизвестным мастерам - эта секция была разбита на два дня. 

“Мне в целом часто импонируют именно незаслуженно забытые, отодвинутые в тень, ущемленные герои, будь то область литературы, искусства или сама жизнь. Несправедливость вызывает возмущение и желание поправить ситуацию. На конференции же мне представилась возможность посвятить 15 минут двум замечательным, интересным, но преданным забвению художникам, чем образ либо совсем растаял в пыли веков, либо оказался искажен клише и ярлыками. В рамках секции, посвященной т.н. “мастерам второго плана” (которые, заметим, далеко не всегда являются таковыми), мы попробовали смахнуть эту пыль десятилетий с их жизни и творчества. Исследования на такие темы позволяют нам заново оценить путь развития русского искусства, пересмотреть приоритеты и авторитеты, построить новую иерархию выдающихся художников и вывести их на свет, под лупу, а иногда и микроскоп исследователей”. 

Анастасия Курьянова

 

Увлекательный диалог представили во второй день докладчики, рассказавшие про искусствоведческие исследования. 

“Я очень рада, что у нас сложилась отдельная секция, посвященная проблемам методологии. Это показывает, что мы способны на определенную рефлексию, а сама наука – на «подвижность» в отношении своих исследовательских инструментов и их применения. Ориентация во времени и методологических подходах чрезвычайно важна, если мы претендуем на актуальность в научном пространстве. Именно это, на мой взгляд, помогает разрабатывать новый и адекватный язык, на котором сегодня можно было бы говорить об искусстве, а также переводить на этот новый язык множество предшествующих ему – не таких понятных, зашифрованных, отчасти забытых и недооцененных”.
Анастасия Преснякова

 

В этом году также мы выделили ранее не представленную на конференции театроведческую секцию, и надеемся продолжить и развить эту традицию. Не обошлось и без архитектурных докладов, которые, несмотря на то, что попали в разные секции, логично объединили все темы конференции.

“Архитектура занимает промежуточное положение между искусством и строительной практикой, поэтому очень часто вовсе выпадает из искусствоведческих конференций. Тем не менее, именно в архитектуре ее “забытость” наиболее наглядна: нет ничего более печального, чем заросшие руины, обвалившаяся кровля, разбросанные вокруг памятника отвалившиеся детали декора. Здания сильнее всего подвержены разрушительному влиянию климата и нуждаются в регулярном уходе. Постройка должна функционировать - если она не функционирует, она очень быстро погибает.  По понятным причинам, больше всего забыты именно русские церкви: часть повреждена и закрыта советской властью, часть заброшена из-за урбанизации и опустения деревень, часть оказалась за пределами нынешней территории нашей страны. Исследование русской архитектуры возлагает на нас определенную миссию: памятники нуждаются во внимании общественности, в любви и заботе и уходе. Именно поэтому для меня было очень радостно видеть большое количество архитектурных докладов, охватывавших обширную географию и возвращавших из небытия совершенно неизвестные в настоящий момент памятники”.
Ксения Линькова

 

В этом году, кроме докладчиков, выступал и внесекционный спикер: студент 4 курса ОП «История искусств» Владимир Калашников рассказал о советской архитектуре в Абхазии. Отчет об этой поездке можно найти по ссылке.

На круглом столе обсуждались проблемы и перспективы развития современного русского искусствоведения, степень изученности русского искусства и степень его сохранности. Такую тему мы предложили после того как осознали, что большая часть докладов (почти две трети!) в этом году посвящена русским памятникам и мастерам. 

"Для меня такой живой интерес к теме забытого искусства со стороны коллег был большой радостью. Приятно, когда находится столько единомышленников, готовых вместе изучать и развивать нашу инициативу. На мой взгляд, круглый стол по завершению выступления всех докладчиков, показал перспективы дальнейшей работы и опорные точки наших поисков, и это была не просто научная дискуссия, но очень теплый разговор людей, которым на самом деле не безразлично то, чему мы решили посвятить свои силы".
Вероника Никишова

 

Организаторам конференции хотелось бы выразить благодарность участникам и слушателям за обсуждение действительно важных для искусствоведения проблем, преподавателям – за поддержку и участие, а также отдельно нашему академическому руководителю – Елене Борисовне Шарновой – за помощь в разрешении сомнений. Кроме того, мы благодарим сотрудников учебного офиса – Марию Владимировну Искрину и Екатерину Александровну Куфтину – за помощь в организации мероприятия. 

 

Конференция была проведена при финансовой поддержке Образовательной комиссии ФГН НИУ ВШЭ.
 программа конференции Забытое искусство (PDF, 211 Кб)