Посткарантинная практика: история в деталях
В рамках архитектурной практики студенты 3 курса ОП "История искусств" посетили памятники архитектуры. Эта поездка воодушевила их на статью о путешествии.
День 1. Звенигород
Начало практики было ознаменовано встречей после четырех месяцев онлайн-пар и чудесной солнечной погодой. В первый день мы увидели примеры московской школы зодчества XVI и XV веков, а также познакомились с Нарышкинским стилем в архитектуре.
В Больших Вяземах, некогда резиденции Бориса Годунова, мы осматривали церковь Спаса Преображения. В ее архитектурном облике прослеживается ориентир на итальянские образцы и церковь Вознесения в Коломенском – гульбище с аркадой, небольшое внутреннее пространство, белый камень. Во фресках преобладает голубовато-зеленый колорит, архитектоничность в расположении сцен, изящество пропорций фигур.
В Звенигороде мы переместились в начало XV века. Церковь Успения на Городке, к нашему глубокому сожалению, была закрыта лесами. Но в Звенигородском Кремле Анна Львовна Макарова и Наталья Михайловна Абраменко рассказали о соборе Рождества Богородицы, который был намеренно выполнен в подражание церкви Успения на Городке. Обе эти церкви представляют собой типологию раннемосковского храмового зодчества. От белокаменных стен Саввино-Сторожевского монастыря открывался чудесный вид на город и окружающие его леса и поля. Мы обедали, смотря на Звенигород под лучами августовского солнца.
Последней остановкой стала церковь Спаса Нерукотворного в Уборах - изящная постройка Нарышкинского стиля, украшенная нарядными белыми наличниками и витыми колонками с капителями.
Первый день практики был солнечным, насыщенным новыми впечатлениями и осознанием прелести путешествия по маленьким городам России.
Настя Немировская
День 2. Владимир
День второй: ранний подъем, встреча на другом конце Москвы и долгая дорога во Владимир, которую можно опустить и перенестись сразу к Золотым воротам, а от них прямиком в Боголюбово, минуя Успенский и Дмитровский соборы. Все для того, чтобы не попасть под обещанный прогнозами ливень прямо на пути к церкви Покрова на Нерли. Когда я был здесь в прошлый раз, она терялась среди сугробов, а сейчас тонула в высокой траве, а затем - в водной глади, хрестоматийно отражаясь в заболоченной Нерли.
Небольшой перерыв мы провели во Владимире: Андрей гонял голубей у колокольни Успенского собора, чтобы я смог сделать красивую фотографию. Но тщетно. Мы сделали вывод, что голуби привыкли к подобному.
Затем встреча с Андреем Рублевым лицом к лицу, с ветхозаветными пророками на фасадах Дмитровского собора и внезапным ливнем, который все же настиг нас. От него мы сбежали в Суздаль, а затем, в качестве бонуса, в Кидекшу, где нас согревала лишь мысль о том, что перед нами один из старейших памятников Владимиро-Суздальского зодчества - Борисоглебский собор. Перевыполнив план и изрядно утомившись, мы отправились в Москву, чтобы на следующий день вновь отправиться в путь.
Алексей Холов
День 3. Александровская Слобода
Третий день оказался одним из самых запоминающихся. Учебный процесс начался с квеста под названием «найди слона». Мы должны были отыскать изображение слона на рельефах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Каково было удивление, когда мы его обнаружили! Никто из нас не ожидал увидеть столь диковинное животное на рельефе XIII века.
Однако, самым запоминающимся событием этого дня, лично для меня, стало посещение Александровской Слободы. Слобода относится к тем местам, куда бы я никогда не отправилась самостоятельно. Место из учебника по истории, которое хочется забыть как страшный сон после сдачи ЕГЭ. Тем не менее, когда мы вошли на территорию музея, нас словно на машине времени перенесло во времена Ивана IV Грозного. Обстановка располагала к этому. Нас окружали Покровская и Троицкая церкви, игравщие большую роль не только при правлении Ивана IV. В Троицком соборе Иван IV трижды венчался!
Во время экскурсии в Слободе, я узнала много нового о Иване Грозном. Самым неожиданным для меня стал тот факт, что Иван Васильевич был огромным поклонником музыки и даже САМ сочинял церковные песнопения. Однако русская музыкальная азбука XVI века до сих пор остается загадкой для исследователей и, к сожалению, мы не можем в полной мере оценить талант Ивана IV.
Отдельную благодарность я хотела выразить сотрудникам музея Александровской Слободы. Их профессионализм, любовь к истории и энтузиазм заразил нас. Время, проведенное в Слободе, пролетело как один миг.
Ксения Куц
День 4. Москва
На четвертый день архитектурной практики мы наконец смогли отдохнуть от поездок на автобусе, потому что провели мы его в Москве. По плану нам предстояло посетить всего два места. Однако этот день не уступал остальным по насыщенности эмоциями и новыми знаниями, ведь мы погрузились в историю и теорию реставрации.
Наше знакомство с реставрационным делом началось с посещения мастерских МНРХУ в самом центре Москвы – на Кадашевской набережной. Сотрудники мастерской, коллеги Анны Львовны Макаровой, показали нам, как реставрируют иконы Смоленского собора Новодевичьего монастыря, в частности, иконостас XVI века. Этапы реставрации были проиллюстрированы разными иконами: мы увидели иконы на стадии раскрытия, на стадии тонирования и на стадии подведения левкаса. Благодаря подробным рассказам реставраторов и химика-технолога, мы поняли, как определять на иконах поздние записи – иногда, чтобы увидеть запись, нужно просто обратить внимание на цвет и степень сохранности красочного слоя.
В одной из мастерских нас встретил внештатный сотрудник – очаровательный серый попугай. Здесь же нам показали фрагменты росписей античного саркофага, который был раскопан еще в XX веке в курортном городе Анапа (поэтому эта мастерская МНРХУ получила неофициальное название «Анапа»). Сотрудники мастерской воодушевленно рассказывали и про саркофаг, и про иконы, над которыми они сейчас работают (среди них, например, икона Святого Христофора Псеглавца, она попала в мастерские в крайне плачевном состоянии, и результат работы реставраторов нас просто поразил!).
Знакомство с работой реставраторов мы продолжили в Новодевичьем монастыре, а именно, в Смоленском соборе. Главный собор монастыря был построен в 60-е годы XVI века, затем его неоднократно перестраивали и реставрировали почти каждое столетие, как снаружи, так и внутри. По объему и решению пространства храм восходит к Успенскому собору.
Сейчас внутреннее убранство собора находится на реставрации. Над фресками работают сотрудники МНРХУ. Фрески Смоленского собора переписывались и раскрывались бесчисленное количество раз, так, в XVIII веке фрески XVI-XVII веков записали полностью. Некоторые артели при раскрытии и реставрации относились к росписям более бережно. Сейчас перед реставраторами стоит задача раскрыть ранние слои живописи. Когда мы были в мастерских, сотрудники шутили, что настоящая романтика – работать на лесах, а не в мастерской. И нам представилась уникальная возможность ощутить эту романтику, потому что в соборе нам предстояло подняться на леса прямо под купол, на высоту почти 42 м. Ярус за ярусом мы поднимались по деревянным лесам, попутно рассматривая фресковые композиции. Страх высоты отступал под впечатлением от близкого контакта с росписями, которые в обычное время невозможно рассмотреть столь детально. Когда же мы добрались до барабана и росписей купола, справиться с эмоциями стало невероятно сложно: ощущалось что-то вроде синдрома Стендаля, отойти от которого удалось еще нескоро после выхода из храма.
Московский день оказался одним из самых впечатляющих и необычных за всю архитектурную практику. Нам довелось пережить невероятный опыт очень близкого контакта с искусством. А наблюдение за работой реставраторов помогло нам понять, какой же это важный, ответственный, не прощающий ошибок труд.
Алиса Алферова
День 5. Переславль-Залесский
Самый необычный день практики. Наши преподаватели назвали его «квестом». Нам предстояло разделиться на команды, а потом описывать Спасо-Преображенский собор. Перед началом квеста мы встретили очень колоритную бабулю с козой на валу. Мы разгадывали программу росписей в Троицком соборе Свято-Троицкого Данилова монастыря, ловя невероятный свет сквозь оконные проёмы и пытаясь разглядеть ту-самую-фреску в конхе за алтарём. А затем самостоятельно изучали собрание историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, обнаружив там невероятной красоты иконы.
В самом конце каждой из команд предстояло придумать свой собственный храм: указать его местоположение, придумать его историю, выбрать архитектурный стиль, материал, а также предоставить схематичный план.
В этот день мы не слушали лекций преподавателей, только использовали свои собственные знания, полученные в ходе практики. Эта небольшая игра, в которую мы играли весь день, позволила нам продемонстрировать свои знания древнерусской архитектуры и проявить фантазию.
Под конец последнего дня практики мы должны были прогуляться к Плещееву озеру. Казалось бы, это было идеальное завершение солнечного и волшебного дня (а он действительно был волшебным, ведь в Свято-Троицком Даниловом монастыре нам предложили обед, а после него мы отправились в Горицкий Успенский монастырь, где смогли подняться на колокольню, откуда открывался потрясающий вид на озеро и Никитский монастырь). Только озеро оказалось закрыто.
По дороге домой мы зачитали свои проекты и получили небольшие призы. Эта практика была невероятно интересной, насыщенной и совсем не похожей на то, что мы знали раньше.
Алсу Кабирова
Послесловие
Описывая архитектурную практику августа 2020 года, невозможно не упомянуть, что она оказалась не такой, как представлялась нам до карантина. Прочитав впервые программу предстоящих путешествий, мы поняли, что опыт будет определённо незабываемым для всех - и для преподавателей, и для студентов. Не скрою, что многие поначалу расстроились, что едем мы вовсе не в Новгород. Однако, все сомнения рассеялись сразу же, когда мы, каждый со своими ожиданиями, направились в Звенигород, весело переговариваясь и конспектируя лекции, которые совсем не были скучными - наоборот, чем дальше от Москвы мы уезжали, тем увлекательнее казалось всё, о чём нам говорили, а ведь ещё предстояли встречи с памятниками - белокаменными и кирпичными, лаконично декорированными и покрытыми изысканной резьбой, разных периодов, с многоэтапной историей строительства, расположенных в крупных городах и небольших сёлах...
После долгого периода самоизоляции архитектурная практика стала своеобразной проверкой на прочность. Мы учились фиксировать теоретические положения и личные впечатления (отделяя одно от другого), так, чтобы не растерять эти самые впечатления в потоке осмысления всего, сказанного преподавателями. Учились стойкости: надо встать в пять утра, чтобы через два часа быть уже в автобусе, следующем во Владимир; вернуться домой намного позже, чем планировалось. На практике мы осознали, что во время самоизоляции мы ничуть не отдалились друг от друга (напротив, стали ещё ближе); поняли, что все трудности были преодолены не зря.
Алиса Репина
Макарова Анна Львовна
Школа исторических наук: Старший преподаватель