Традиционная летняя практика второго курса в Новгород и Псков в этом году была особенно захватывающей
В дневнике практики остаются зарисовки, конспекты, архитектурные планы, задания, засушенные цветы и найденные крылья стрекозы. Этот блокнот – индивидуальный отчет каждого студента 2 курса об Архитектурной практике в Великом Новгороде и Пскове в июле 2023 года. Вместе с тем дневник практики – хранилище воспоминаний, материальное свидетельство своеобразного «посвящения» в искусствоведы. Большинство памятников из программы практики уже появлялись перед нами в затемненной аудитории на экране в рамках лекционных курсов, но только поездка дала нашему курсу возможность увидеть их по-настоящему.
За 8 дней практики, пролетевших незаметно, мы осмотрели 30 новгородских и 10 псковских церквей, съездили в Старую Ладогу, где увидели недавно отреставрированные фрески конца XII в. в ц. св. Георгия, посетили два собрания икон и побывали в трёх реставрационных мастерских. Такой масштаб погружения в древнерусский материал невозможен в рамках университетских курсов, а между тем количество осмотренных памятников, на наш взгляд, имеет особое значение. Дело в том, что практика даёт студентам уникальную возможность увидеть не только постройки и живописные произведения первого ряда, но и менее известные памятники. Внимание к последним позволяет сформировать более объёмную картину развития древнерусского искусства, поставив изучаемые в рамках университетского курса памятники в широкий контекст. Так, путешествуя по Новгороду и Пскову, мы постепенно начинали связывать одну постройку с другой, наблюдая за формированием архитектурного типа, его высшей точкой развития и отмечая момент, когда тип себя изживает и выливается в шаблонные повторения одного и того же образца.
Помимо масштабов погружения в древнерусский материал, практика дала нам возможность увидеть памятники в их природном окружении и в неразрывной связи с климатическими условиями региона. Например, новгородские и псковские храмы зачастую очень удачно вписаны в природный ландшафт, а монументальность и строгая простота их росписей гармонирует с суровым климатом и природой северного края. Важнейшей особенностью Новгорода и Пскова является их расположение на реках. В программу нашей практики входила прогулка на теплоходе по р. Волхов, позволившая нам взглянуть на новгородские памятники с воды. По нашему мнению, этот ракурс особенно важен, поскольку именно с воды начиналось знакомство с городом прибывающих в него путешественников, и до сих пор подобное восприятие новгородских церквей производит самое сильное впечатление.
Разговор о практике был бы неполным без упоминания наших походов в реставрационные мастерские. Изучая древнерусское искусство в рамках университетского курса, мы не могли предположить масштабы утрат и степень разрушения значительной части архитектурных памятников Новгорода в годы Великой Отечественной войны. Мы познакомились с теми, кто стоит за постепенным восстановлением новгородской живописи, на протяжении десятилетий собирая разрозненные фрагменты фресок и возвращая к жизни ансамбли, некогда считавшиеся утерянными. Посещение реставрационных мастерских дало нам понимание того, что в этой области ещё многое предстоит сделать. А некоторые из нас серьезно задумались над возможностью связать свою будущую профессиональную деятельность с работой над восстановлением и изучением древнерусских памятников Новгорода и Пскова!
С нами были совершенно замечательные преподаватели: Н. М. Абраменко, Н.А. Ваганова и А. Н. Бабин. Каждый из них по-своему мог взглянуть на архитектуру Пскова и Новгорода и рассказать о них разные факты, дополняющие друг друга. Мы могли все вместе анализировать внешний декор храма, сидя на траве, или расшифровывать надписи, оставленные на стенах и столбах внутри. Было удивительно и приятно, что на любой возникающий вопрос, преподаватели могли дать ответ, а также посоветовать, где можно прочитать ту или иную информацию.
Завершающей практику активностью стал проект, посвящённый нескольким районам Пскова. Преподаватели, разделив нас на команды, предложили проанализировать каждой из групп по одному району. Нашей задачей стало найти статьи и документы, посвященные этим территориям и памятникам, и в творческой форме презентовать эту информацию. Итог оказался потрясающим! Каждый студент максимально выложился на этом задании, что привело не просто к познавательным докладам, а к настоящим перформансам, посвящённым истории.
В один из последних дней практики мы отправились в Выбуты — родину Святой княгини Ольги. Позвонив в колокола и почесав кошачьи животики в церкви Ильи Пророка, мы двинулись к одному из самых ярких событий практики — переходу вброд реки Великая к "Ольгиному колодцу". Плоская каменная порода на дне реки сделала переход безопасным и достаточно комфортным, однако впечатления от первых шагов в воде останутся со всем курсом надолго. После перехода, мы двинулись по тропинке к Ольгиному колодцу: по преданию, если умоешься водой из него — обретешь мудрость. Относительно мудрости сказать сложно, но мы точно пережили невероятные эмоции.
В действительности, занятия на природе или в стенах церквей никогда не сравнятся с лекциями в аудиториях. Нам удалось увидеть монастыри и храмы с Волхова и Ильменя, забраться на хоры и лестничные башни, попасть туда, куда туристам не разрешают. И только находясь на месте, можно на самом деле увидеть монументальную живопись, как ансамбль, и вместе с тем, найти и разглядеть, например, древнерусские граффити на стенах.
Последний день практики запомнился особенно. Несмотря на то, что нас "освободили" от обязательного маршрута, многие студенты все равно отправились гулять по Пскову вместе с преподавателями, и даже ливень не стал преградой. Эти 8 дней не только позволили нам узнать много нового про новгородскую и псковскую архитектуру и живопись, но и сплотили наш курс. Совместные завтраки и ужины, гитарники с преподавателями, борьба со слепнями по пути на Липну, пикники у церквей - все это оставило незабываемые впечатления и самые теплые воспоминания.
Авторы - студенты 3 курса Таисия Васильева, Анна Сизова, Екатерина Красильникова, Муминат Какагасанова, Инара Карамшоева. Фото - Мария Сидоренко
Абраменко Наталья Михайловна
Школа исторических наук: Приглашенный преподаватель
Бабин Александр Николаевич
Школа исторических наук: Старший преподаватель