• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Осень и зима в Венеции: учеба, путешествия и путь к мечте. Часть II

Недавно я нашла на полке в библиотеке Факультета гуманитарных наук альбом «In domus Foscari» с фотографиями венецианского университета Ка’Фоскари. И осознала, что ровно за год до этого события смотрела на главное здание этого университета на Гранд-канале с причала в Венеции, потому что во время осеннего семестра прошлого академического года училась в Ка’Фоскари по программе академического обмена.По возвращении я написала первую заметку о своем опыте, посвященную образу города. Временная дистанция, отделяющая меня теперь от периода академической мобильности, позволяет мне взглянуть на него по-новому.

Вид на Ка’Фоскари с Гранд-канала, Венеция, октябрь 2023

Вид на Ка’Фоскари с Гранд-канала, Венеция, октябрь 2023
© Alisa Vongola
НАЧАЛО
Путь, связанный с семестром в Венеции, начался для меня задолго до приземления в Италии. Я узнала о программе обмена, кажется, в начале второго курса (2022/2023). Тогда я попробовала собрать документы для заявки, но сдалась на этапе составления индивидуального учебного плана, не найдя подходящие курсы на английском в иностранных университетах.
Собирая документы во второй раз я была более последовательной, но все равно загружала заявку в LMS ближе к дедлайну. Один из главных советов, который я могла бы дать - не стоит затягивать процесс подготовки пакета документов. На этапе формирования заявки во многих случаях требовались подписи и согласования менеджера и академического руководителя. Для составления рекомендательных писем преподавателям также нужно было время. Мотивационное письмо необходимо было составлять, редактировать и значительно сокращать, чтобы оно подходило под требования.
Во время сбора документов для заявки на конкурс, я, конечно, надеялась на успех, но не была уверена в себе. Меня поддерживали родные. На мои сомнения, что, может быть, даже не стоит пытаться, мама отвечала, что лучше попробовать и получить отказ, чем вовсе лишить себя шанса. В случае неудачи я бы ничего не потеряла, моя жизнь осталась бы прежней, в случае успеха -  сбылась бы моя мечта.
Когда мне пришло письмо с новостью о том, что я была номинирована, я была рада и обескуражена одновременно. Вскоре после было отправлено письмо от итальянского университета с перечнем необходимых документов для зачисления. Среди них был сертификат одного из международных экзаменов по английскому, которые сейчас невозможно сдать в России. У меня его не было, потому что для подачи заявки на конкурс было достаточно предоставить European language passport - сертификат за подписью преподавательницы о моем уровне языка. В Ка’Фоскари однако он не принимался. Мне пришлось готовиться к экзамену меньше чем за месяц, лететь в Узбекистан на несколько дней и сдавать экзамен IELTS в Самарканде. Так, моя дорога в Венецию началась на другом конце Шелкового пути. Как студентка “Истории искусств” я, конечно, использовала сложившиеся обстоятельства, посетив несколько музеев в Самарканде и увидев удивительные фрески Афрасиаба in situ (в исходном месте).

В тот момент, когда я уже забронировала дату сдачи IELTS, пришло письмо из Ка’Фоскари о том, что  близится дедлайн загрузки документов для зачисления, о котором ранее не предупреждали. Результаты IELTS должны были прийти уже после назначенной даты. В переписке с сотрудницей я объяснила ситуацию и она разрешила мне прислать скан сертификата после дедлайна. При этом мне нужно было в ближайшее время прислать рекомендательное письмо преподавательницы английского, которое я попросила у М. М. Эйхман в тот же день. В целом, один из главных уроков, который я вынесла из опыта академической мобильности - нельзя опускать руки. Нужно коммуницировать, отправлять электронные письма, объяснять, пробовать сделать все возможное, что от вас зависит, просить о помощи. Я бы не поехала в Венецию, если бы не было десятка людей, которые вошли в мое положение, были понимающими и поддерживающими.
Период от момента получения письма с новостью о номинировании до первых дней в Венеции был  сложным и одновременно захватывающим для меня - казалось, что в любой момент все может сорваться из-за постоянно возникающих проблем. Останавливаться было нельзя, потому что отказаться от мечты, когда она была так близко было бы обидно. Вместе с тем, осознание уникальности возможности, которая передо мной открывалась вдохновляло меня. Нужно было параллельно закрывать курсы в Вышке, писать курсовую, готовиться к экзамену по английскому, собирать документы для студенческой визы. Одним из поводов для тревоги был поиск жилья. Я заполняла форму от офиса по поиску жилья Ка’Фоскари, но предложений с их стороны не последовало. Поэтому я стала сама писать в сотрудничающие с Ка’Фоскари общежития из списка на сайте. В нескольких мне ответили отказом, однако в одной из женских резиденций как раз было свободно одно место в нужные мне даты именно в первом семестре. Так, благодаря электронному письму и проявлению инициативы я нашла место, которое стало для меня прекрасным домом в Венеции.
Академическая мобильность также требовала финансовых затрат (я использовала свой грант мэра Москвы за диплом Всош). Стипендии от ВШЭ или Ка’Фоскари для покрытия расходов во время мобильности у меня не было, но я не платила за обучение. Также в этом году на 4 курсе мне необходимо было добавить в индивидуальный учебный план один из курсов прошлого года, что увеличило нагрузку. Однако все усилия стоили того уникального опыта, который я обрела. Все сложности казались незначительными по сравнению с возможностью жить в Венеции.
КА’ФОСКАРИ
Для студентки истории искусств возможность увидеть произведения в подлинниках - особенно значимая привилегия и счастье. Нам рассказывали преподавательницы о том, как в годы их студенчества они изучали историю искусств по открыткам, иллюстрациям в книгах и диапозитивами. Конечно, сегодня можно найти множество фотографий произведений в хорошем качестве, но ничто не может сравниться с живым личным впечатлением. В Италии меня не оставляло ощущение, что я вижу в реальности слайды из презентаций лекций.
Особенно важным для меня было увидеть венецианскую живопись. На втором курсе я писала курсовую о произведениях Тициана и в сентябре на третьем курсе в Венеции была несколько раз на выставке, посвященной художнику. На курсе “Искусство Возрождения” я делала доклад о фресках Камеры дельи Спози, созданных Андреа Мантеньей в XV веке в Мантуе. Во время мобильности смогла приехать на день в Мантую и оказаться в пространстве ансамбля. Я смогла увидеть не только то, что изучала раньше, но и в силу своих возможностей использовала время для новых исследований. На третьем курсе я писала курсовую об атрибуции венецианского художника Джорджоне. Я начала собирать материалы в Венеции, и, например, работала в библиотеке Марчиана, которая расположена на Сан-Марко. Видела «Грозу» и другие произведения, о которых потом писала, своими глазами. Может быть, более опытные исследователи при тех же возможностях произвели бы намного более значимые научно тексты, но для меня это было очень важным опытом и возможностью получить доступ к последним научным публикациям и каталогам, которых нет в России.
Новые знания я получала, конечно, также благодаря учебе в Ка’ Фоскари. Одним из самых интересных для меня курсов была «История муранского стекла», созданная специально для интернациональных студентов. В моем учебном плане он замещал курс “История декоративно-прикладного искусства”. Более узкий фокус в лекциях венецианской исследовательницы помог мне глубоко погрузиться в материал. Вместе с тем, мое знание истории искусств позволило встроить муранское стекло в более широкий контекст. Я несколько раз возвращалась в музей стекла на Мурано и смотрела на произведения, которые нам показывали на лекциях в музейной экспозиции. Однажды занятие проходило в Фонде Джорджо Чини, расположенным на острове Сан-Джорджо-Маджоре. На специальной экскурсии нам показывали, например, уникальные эскизы из архива.
Курс, посвященный музеологии, позволил мне получить опыт работы в международной команде.  Необходимо было подготовить групповой проект-доклад и мы выбрали для анализы выставку в Фонде Прада. Нам приходилось коммуницировать на английском и во время подготовки, и на самой презентации. Общение со студентами из других стран было  не только хорошей практикой английского, но и возможностью познакомиться с ровесниками с другим опытом, “культурным кодом”. Вместе с тем, это было возможностью найти точки соприкосновения. Например, однажды я пошла на лекцию об Игоре Стравинском, которая проходила в венецианском отделении «Альянс Франсез» со своим другом - французом. Не менее значимым было для меня общение в русскоязычном сообществе, благодаря которому в моей жизни появились прекрасные люди и новые социальные связи.
Конечно, я старалась уделять внимание практике иностранных языков. В аудиториях я говорила, писала и воспринимала информацию на английском, но за пределами университета я старалась говорить на итальянском. Например, многие Мадре (монахини), которые заведовали моей резиденцией-общежитием, практически не знали английский. С ними приходилось говорить на итальянском, что помогло мне преодолеть языковой барьер, несмотря на то, что я не говорю на итальянском свободно. Я чувствовала постоянную поддержку и от студенток-итальянок, и от мадре. Например, в день Эпифании (Богоявления) в январе я была в общежитии единственной студенткой, потому что все остальные еще были дома на рождественских каникулах. По итальянской традиции в ночь Эпифании к детям приходит Бефана и оставляет сладости. В дверь моей комнаты постучали - на пороге стояла одна Мадре с шоколадками в руках. Она сказала: “Ты уже не маленькая девочка, я не Бефана, но съешь эти шоколадки, когда тебе будет грустно.”. Для меня это простое проявление заботы стало одним из самых теплых воспоминаний.
ПУТЕШЕСТВИЯ
Важнейшей составляющей моего периода академической мобильности были путешествия, я старалась увидеть как можно больше. В первую очередь я исследовала те города Италии, в которые можно было доехать одним днем в выходной. В начале сентября я составила список городов, которые нужно увидеть, но посетить даже за полгода удалось не все.
Одной из первых поездок была поездка в Виченцу с моей однокурсницей Аней Сизовой. В этом городе в получасе езды от Венеции мы, в числе прочего, посетили хрестоматийные памятники архитектуры – Виллу Ротонду, Виллу Вальмарана, Театр Олимпико Андреа Палладио. На вилле Ротонда до сих пор живет семья владельцев, но на выходные она становится музейным пространством. Удивительно было рассматривать семейные фотографии в здании, которое входит во все учебники по истории искусств. Я несколько раз была в Падуе и видела фрески «Капеллы Скровеньи» Джотто. В ноябре ездила в Верону, но посетила не дом Джульетты, а сады Джусти. Долго бродила по итальянскому террасному саду и видела такой свет золотого часа, какой стремится передать Сильвестр Щедрин в картинах с итальянскими террасами которые можно найти в Третьяковской галерее.
В Мантуе я увидела знаменитые фресковые ансамбли - Камеру дельи Спози в Палаццо Дукале и Зал гигантов в Палаццо дель Те. В Ферраре - фрески Палаццо Скифанойя. В Равенне - мозаики, которые нам показывали не один раз на лекциях. Я была поражена их светоносностью и сиянием. Личное присутствие дало мне ощутить, например, что пространство Мавзолея Галлы Плацидии, на самом деле, очень камерное. После сдачи всех экзаменов я поехала в Рим на несколько дней. Конечно, чтобы увидеть Рим, пожалуй, не хватит жизни. Я впервые увидела Экстаз святой Терезы, побывала в музеях Ватикана и в Пантеоне. Также я доехала до музейного комплекса в Помпеях, где впервые соприкоснулась с такой “живой” античностью - фресками под открытым небом, римскими дорогами, по которым можно ходить.
Меня вдохновило наличие студенческой визы, относительно низкие цены на билеты на самолеты и поезда. Меня не оставляли мысли, что нужно успеть как можно больше, пока есть возможность. Каждый месяц был наполнен событиями. Время будто замедлилось из-за отсутствия монотонности, но вместе с тем пролетело мгновенно.
В ноябре я достаточно освоилась с укладом жизни в Италии и стала чувствовать, что можно отважиться на путешествие одной в другие страны. Поэтому в ноябре во время длинных выходных я отправилась в Париж без багажа на лоукостере. Эта краткосрочная поездка была удивительным и важным приключением, своего рода авантюрой. Я жила в хостеле, старалась уместить в несколько дней как можно больше. Я заранее купила билет в Лувр и провела в музее первый день. Потом подтвердилось, что в Париже вход для молодежи в музеи бесплатный, поэтому мой возраст и виза в паспорте открыли мне двери музеев. Я успела побывать бесплатно в музее Д’Орсе, в Музее Оранжери, в капелле Сент Шапель. Особенно мне запомнился музей Родена - бронзы скульптора стоят там в саду под открытым небом. Я видела скульптуры Родена в ГМИИ им. А.С. Пушкина, но с каплями дождя на металле, с паутинками между пальцев статуй они воспринимались совсем иначе. Я должна была остаться в Париже только на две ночи, но из-за забастовки в аэропортах вынуждено осталась на четыре, перенеся рейс.
Во время рождественских каникул я отправилась в Вену на пару дней и также жила в хостеле. Отчасти выбор города также был обусловлен тем, что в Венском Музее Истории искусств хранятся важные произведения Джорджоне. Удивительным впечатлением был очень красивый перелет через Альпы и сама атмосфера в городе в канун Рождества.
После я поехала в Нидерланды, потому что могла погостить у подруги. В этой стране для меня также были очень важными посещения музеев и путешествий. На майноре в Garage мы смотрели фильм о реновации Рейксмузеума и в Амстердаме зимой я смогла посетить этот музей. В Гааге в “Мауриц хаус” я увидела “Девушку с жемчужной сережкой”, “Вид Делфта” Вермеера и шедевры Рембрандта. В Нидерландах я впервые увидела живые цветы в экспозиции со старыми мастерами. Меня также очень впечатлил музей Кроллер - Мюллер, о котором я раньше не слышала. Музей окружен национальным парком и аренда велосипедов внутри него входит в стоимость билета, поэтому после посещения можно было провести день катаясь по живописным дорогам среди сосен и дюн.
В целом, во всех музеях, в которых мне удалось побывать, я старалась обращать внимание не только на произведения в экспозиции, но и на сам музей. На то, как в нем устроена навигация, как проходят детские занятия, если я видела их в экспозиции, как организована экспозиция, в какой цвет выкрашены стены и как сделаны экспликации. Мне кажется, что подобные наблюдения могут быть полезны в будущем в профессиональной деятельности.