Доклад Ольги Евгеньевны Русиновой «Три тела короля. Конная статуя Жозе I в Лиссабоне (1775)»
8 апреля состоялось очередное заседание научного семинара Школы исторических наук. С докладом на тему «Три тела короля. Конная статуя Жозе I в Лиссабоне (1775)» выступила канд. искусствоведения Ольга Евгеньевна Русинова (Российский государственный гуманитарный университет / Европейский университет в Санкт-Петербурге).
Великое землетрясение 1755 года изменило жизнь Португалии и ее столицы — Лиссабона.
В процессе реконструкции сформировался новый регулярный облик города, его топонимика увековечила политические и экономические реформы, предпринятые для скорейшего восстановления государства. Центральная роль в этом процессе отводилась главной площади, сменившей название с Дворцовой на Площадь Коммерции. Программа реконструкции отвечает новым особенностям правления и государственного ритуала: король остается в пригородной резиденции, королевские покои на площади снесены. В центре площади решено поставить королевскую статую в знак постоянного пребывания монарха среди подданных — символического присутствия королевского тела.
В разработке ансамбля площади и, в частности, статуи, архитектор обращался к французской идее королевских триумфов, связанной с политико-теологической доктриной dignitas, или харизмы короля. Однако трансфер французской традиции XVII века в Португалию эпохи Просвещения порождает пустую форму, доступную для наполнения новыми комплексами значений. В 1775 году инициатор проекта памятника и автор национальных реформ Первый министр маркиз Помбал в день рождения монарха дарит ему новое тело — инаугурацию конной статуи. В течение пяти лет работы над статуей скульптор Машаду де Каштру пытался усовершенствовать первоначальный проект. Затея изменить иконографическую программу памятника встретила сопротивление, и в результате его деятельность ограничилась формированием художественных акцентов. Второе тело короля, предложенное скульптором, осуществлено не было. В завершение работы над памятником Машаду де Каштру предпринял еще одну, достаточно неожиданную, попытку: он пишет оду, в которой идет речь о достоинстве художника и образе монарха. Сопоставление оды с памятником позволяет выявить в тексте попытку сформировать третье тело короля — создателя Истории.