III ежегодная конференция молодых исследователей
21 и 22 февраля 2020 г. состоялась третья ежегодная конференция молодых исследователей, организованная бакалаврами ОП «История искусств» и магистрами ОП «История художественной культуры и рынок искусства». В этом году она получила название «Забытое искусство / The Forgotten Art». Мы хотели обсудить причины вытеснения тех или иных явлений, имен и памятников из искусствоведческого дискурса.
Выбрав такую тему конференции, мы пригласили к диалогу исследователей, которые занимаются малоизученными памятниками или забытыми явлениями в искусстве, а также работают с архивами или с неизвестными коллекциями.
В организационный комитет вошли студентки 4-го курса бакалавриата «История искусств»: Анастасия Курьянова, Анастасия Преснякова, Анна Сумина, Вероника Никишова – а также студентка 1-го курса магистратуры «История художественной культуры и рынок искусства» Ксения Линькова.
В этом году оргкомитет рассмотрел более 70 заявок, которые пришли из разных институций - МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, ГИИ, СПбГУ, ЕУ, МГАХИ им. В.И. Сурикова, СПбГАИЖСА им. Репина, РАЖВиЗ Ильи Глазунова, РГГУ, РГУ им. А.Н. Косыгина, ОЦАД им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, РУДН, а также из региональных университетов: УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург), ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ (Казань), СГУ им. Н.Г. Чернышевского (Саратов) и ТувГУ (Кызыл). Количество и качество заявок превысили все ожидания, и перед оргкомитетом стояла сложнейшая задача, которая заключалась в том числе в выборе между хорошим и хорошим.
Всего на конференции выступило 26 докладчиков: бакалавры, магистры, аспиранты. Особенно радует, что свои силы попробовали наши студентки-второкурсницы, выбравшие необычную форму презентации: они выстроили своеобразный диалог, пусть и не всегда убедительный с точки зрения аргументации, но увлекательный по подаче.
Мы довольно долго работали над распределением докладчиков по секциям, и в итоге остались очень довольны получившейся логикой. Большая часть сконцентрировалась на привлечении внимания к забытым или неизвестным мастерам - эта секция была разбита на два дня.
“Мне в целом часто импонируют именно незаслуженно забытые, отодвинутые в тень, ущемленные герои, будь то область литературы, искусства или сама жизнь. Несправедливость вызывает возмущение и желание поправить ситуацию. На конференции же мне представилась возможность посвятить 15 минут двум замечательным, интересным, но преданным забвению художникам, чем образ либо совсем растаял в пыли веков, либо оказался искажен клише и ярлыками. В рамках секции, посвященной т.н. “мастерам второго плана” (которые, заметим, далеко не всегда являются таковыми), мы попробовали смахнуть эту пыль десятилетий с их жизни и творчества. Исследования на такие темы позволяют нам заново оценить путь развития русского искусства, пересмотреть приоритеты и авторитеты, построить новую иерархию выдающихся художников и вывести их на свет, под лупу, а иногда и микроскоп исследователей”.
Анастасия Курьянова
Увлекательный диалог представили во второй день докладчики, рассказавшие про искусствоведческие исследования.
В этом году также мы выделили ранее не представленную на конференции театроведческую секцию, и надеемся продолжить и развить эту традицию. Не обошлось и без архитектурных докладов, которые, несмотря на то, что попали в разные секции, логично объединили все темы конференции.
В этом году, кроме докладчиков, выступал и внесекционный спикер: студент 4 курса ОП «История искусств» Владимир Калашников рассказал о советской архитектуре в Абхазии. Отчет об этой поездке можно найти по ссылке.
На круглом столе обсуждались проблемы и перспективы развития современного русского искусствоведения, степень изученности русского искусства и степень его сохранности. Такую тему мы предложили после того как осознали, что большая часть докладов (почти две трети!) в этом году посвящена русским памятникам и мастерам.
Организаторам конференции хотелось бы выразить благодарность участникам и слушателям за обсуждение действительно важных для искусствоведения проблем, преподавателям – за поддержку и участие, а также отдельно нашему академическому руководителю – Елене Борисовне Шарновой – за помощь в разрешении сомнений. Кроме того, мы благодарим сотрудников учебного офиса – Марию Владимировну Искрину и Екатерину Александровну Куфтину – за помощь в организации мероприятия.
Конференция была проведена при финансовой поддержке Образовательной комиссии ФГН НИУ ВШЭ.
программа конференции Забытое искусство (PDF, 211 Кб)
студентка магистерской образовательной программы "История художественной культуры и рынок искусства"
Все новости автора