• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Международные отношения»

Международные организации и режимы

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Цель дисциплины – формирование у слушателей научно обоснованного понимания объективных процессов, происходящих в системе глобального регулирования. Глобальные проблемы могут наиболее эффективно решаться на коллективной основе в рамках глобальных институтов. Однако кризисы, пандемия, геополитическая конфронтация ведут к разобщенности и национализму, подрывают основы функционирования международных организаций. Многообразие режимов в рамках многополярности видоизменяет роль и принципы функционирования международных организаций, а последние, в свою очередь ставят задачи трансформации и адаптации режимов в соответствии с целями глобальной повестки развития Данная дисциплина предполагает изучение деятельности ведущих международных институтов, регулирующих сотрудничество в отдельных сферах, имеющих важное значение для развития мировой экономики и мировой политики. Особое внимание уделяется вопросам воздействия международных организаций на мировую торговлю, валютно-финансовую сферу, экологию, энергетику, инновации, обеспечение международной безопасности. Исследуются разные инструменты и способы взаимодействия. Оцениваются эффекты сотрудничества. По каждой из организаций определена степень вовлеченности России в реализацию основных направлений деятельности, возможность защиты российских экономических и политических интересов посредством международного сотрудничества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание роли международных организаций в установлении режимов международного взаимодействия в основных областях мировой экономики и мировой политики
  • Сформировать понимание роли международных организаций в установлении режимов международного взаимодействия в основных областях мировой экономики и мировой политики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает о деятельности ООН и специализированных организациях ООН
  • Знает историю создания, эволюцию, структуру и функции Совета Безопасности ООН.
  • Называет основные органы ООН.
  • Объясняет роль и место России в системе ООН, принципы ее взаимодействия с органами ООН.
  • Анализирует роль правовой системы ЕС в истории развития европейской интеграции.
  • Определяет основные преимущества и недостатки процесса европейской интеграции.
  • Называет основные интеграционные проекты в Европе, институты и органы ЕС.
  • Формулирует перспективы сотрудничества ЕАЭС с ЕС и КНР в рамках сопряжения ЕАЭС и ЭПШП.
  • Определяет роль США, ЕС и КНР, а также субрегиональных интеграционных проектов на евразийском пространстве.
  • Называет интеграционные проекты в Африке. Выделяет основные преимущества, проблемы. Определяет перспективы развития.
  • Объясняет роль крупнейших политических акторов в евроатлантическом регионе, текущий политический дискурс и противоречия между странами евроатлантического региона.
  • Анализирует роль ООН в сфере миротворчества и поддержания различных международных режимов.
  • Сформировать представление, каким образом достигается международная финансовая стабильность
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Международные организации и Теории режимов
  • Режим международной торговли
  • Специфика функционирования ООН в современных мировых процессах
  • Режим обеспеченя международной финансовой стабильности
  • Режим обеспеченя энерго безопасности
  • Роль специализированных организаций ООН в обеспечении специфических экономических международных режимов
  • ЕС и пути его развития
  • Режим обеспечения климатической нейтральности и экологической безопасности
  • Евразийская интеграция и пути ее развития
  • Конкуренция евразийских мегапроектов: Китай, США, ЕС и субрегиональные интеграционные проекты
  • Африканская интеграция: субрегиональный, региональный и трансрегиональный уровень
  • Евроатлантическое сотрудничество и глобальная англосфера
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий активность
  • неблокирующий посещаемость
  • блокирующий экзамен
    все обязаны сдать экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    Оценка итоговая = 0,5х оценка, накопленная за 1 модуль + 0,5х оценка накопленная за второй модуль Оценка, накопленная за 1 модуль = 0,4 х оценка за эссе + 0,6 х оценка за активность Оценка за активность = 0,1 х посещаемость + 0,4 х презентацию + 0,5 х участие в дискуссии Оценка, накопленная за 2 модуль =0,6 х оценка за презентацию + 0,4 х оценка за активность В случае, если у студента накопленная оценка меньше 4, он сдает экзамен.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 2008 economic developments and prospects : regional integration for global competitiveness / The World Bank, Middle East and North Africa Region. (2008). Washington/D.C. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.389593397
  • A shared European home [Elektronische Ressource] : the European Union, Russia and the Eastern partnership / Elena Alekseenkova ... Friedrich-Ebert-Stiftung. (2016). Berlin. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.476544327
  • Advantages and Disadvantages of the Contemporary Relationship between China and Africa. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C74FEB39
  • Barnett, M. N., & Finnemore, M. (2004). Rules for the World : International Organizations in Global Politics. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=671352
  • DEL SARTO, R. A. (2017). Contentious borders in the Middle East and North Africa: context and concepts. International Affairs, 93(4), 767–787. https://doi.org/10.1093/ia/iix070
  • Domestic determinants of foreign policy in the European Union and the United States Daniel S. Hamilton and Teija Tiilikainen, editors. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.501698876
  • Easterly, W., & Levine, R. (1997). Africa’s Growth Tragedy: Policies and Ethnic Divisions. Quarterly Journal of Economics, 112(4), 1203–1250. https://doi.org/10.1162/003355300555466
  • Holslag, J. (DE-576)278632904. (2009). China’s new security strategy for Africa / Jonathan Holslag. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.389869783
  • John D. Hargreaves. (2014). Decolonization in Africa: Vol. 2nd ed. Routledge.
  • Kavalski, E. (2012). Central Asia and the Rise of Normative Powers : Contextualizing the Security Governance of the European Union, China, and India. Bloomsbury Academic.
  • Klaus Larres, & Ruth Wittlinger. (2019). Understanding Global Politics : Actors and Themes in International Affairs. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2142232
  • Kleine, M. (2013). Informal Governance in the European Union : How Governments Make International Organizations Work. Ithaca, New York: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=671490
  • Kluczewska, K. (2017). Benefactor, industry or intruder? Perceptions of international organizations in Central Asia – the case of the OSCE in Tajikistan. Central Asian Survey, 36(3), 353–372. https://doi.org/10.1080/02634937.2017.1281220
  • Koops, J. A., MacQueen, N., Tardy, T., & Williams, P. D. (Eds.). (2015). The Oxford handbook of United Nations peacekeeping operations. Oxford University Press, USA.
  • Kumar, C., Riamei, L., & Gupta, S. (2017). Understanding Global Politics. New Delhi: KW Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1630583
  • Lal, R., & Project Air Force (U.S.). (2006). Central Asia and Its Asian Neighbors : Security and Commerce at the Crossroads. Santa Monica, CA: RAND. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=197666
  • Lynggaard, K. V. aut. (2019). Discourse Analysis and European Union Politics by Kennet Lynggaard. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.1678679399
  • Maguth, B. M., & Yang, H. (2019). The United Nations Sustainable Development Goals as a Global Content Framework? Journal of International Social Studies, 9(1), 3–28. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1215083
  • McCauley, J. F., & Posner, D. N. (2015). African Borders as Sources of Natural Experiments Promise and Pitfalls.
  • Slobodchikoff, M. O. (2014). Building Hegemonic Order Russia’s Way : Order, Stability, and Predictability in the Post-Soviet Space. Lanham, Maryland: Lexington Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=886326
  • Stephan Barisitz. (2017). Central Asia and the Silk Road : Economic Rise and Decline Over Several Millennia. Springer.
  • T. L. Deych. (2018). China in Africa: Neo-Colonial Power or “Win-Win” Strategy? Контуры Глобальных Трансформаций: Политика, Экономика, Право, (5), 119. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2018-11-5-119-141
  • Vlachos, V., & Bitzenis, A. (2019). European Union : Post Crisis Challenges and Prospects for Growth. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2162421
  • Zhang, X., Li, L., & Gabuev, A. (2016). Competition or Coordination? The Eurasian Economic Union and China’s, One Belt, One Road Initiative. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A0E28AE9
  • ВАЛОВАЯ ТАТЬЯНА ДМИТРИЕВНА, & УСОВ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ. (2015). Роль Интеграционных Процессов На Постсоветском Пространстве В Обеспечении Продовольственной Безопасности Государств-Участников Еаэс.
  • Гармонизация монетарной политики стран-членов ЕАЭС: возможности и перспективы : монография / М. А. Абрамова, Л. С. Александрова, А. И. Васильева [и др.]. — Москва : Русайнс, 2016. — 197 с. — ISBN 978-5-4365-0747-7. — URL: https://book.ru/book/919946 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Глобальное экономическое регулирование: Учебник / Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ); Под ред. В.Н. Зуева. - М.: Магистр, 2014. - 574 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9776-0115-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/444172
  • Европейское право. Отрасли права Европейского Союза и Евразийского экономического союза : учебник / рук. авт. кол. и отв. ред. Л. М. Энтин, М. Л. Энтин. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020.-416с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055870
  • ЖИЛЬЦОВ, С. (2018). Постсоветское Пространство: Итоги Развития И Новая Конфигурация. Tsentral’naya Aziya i Kavkaz, 21(3), 7–19.
  • Постсоветское пространство 30 лет спустя : монография / А. П. Кошкин, И. В. Бочарников, А. В. Манойло [и др.] ; под ред. А. П. Кошкина. — Москва : Русайнс, 2021. — 326 с. — ISBN 978-5-4365-8298-6. — URL: https://book.ru/book/941664 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Право Европейского Союза и практика Суда Европейского Союза: Учебное пособие / Энтин К.В. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 240 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-91768-544-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/478768
  • Право и институты Европейского Союза. Современный этап эволюции: Учебное пособие / Энтин Л.М., - 2-е изд., перераб. - М. : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 288 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002344

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Зуев, В. (2009). Глобальное Экономическое Регулирование (Учебник). МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, (S4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14522489

Авторы

  • Энтина Екатерина Геннадьевна
  • Зуев Владимир Николаевич
  • Островская Елена Яковлевна