Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Максим Иванов — о публикации статей в научных журналах

Максим Иванов, студент 3 курса образовательной программы «Международные отношения» НИУ ВШЭ, рассказал об опыте публикаций статей в научных журналах («Россия в глобальной политике», «Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития» Института Востоковедения РАН).


Максим, как студенту-международнику начать публиковать статьи в научных и научно-публицистических журналах?

Думать на 3 шага вперед и начинать действовать как можно раньше. Это и легкая, и, одновременно, сложная задача. Сложная она, потому что бывшие выпускники старших классов, приняв совсем недавно очень важное решение на предмет выбора ВУЗа и направления, в этом контексте вынуждены определиться с регионом, языком и, желательно, страной специализации, чтобы не терять времени и начать изучать соответствующее научное и научно-публицистическое пространство. К тому же, на это наслаивается адаптационный период к студенческой жизни. Хорошая новость в том, что если ты понимаешь зачем тебе это нужно, то достичь цели можно в «два счета», осталось лишь загореться этим, быть креативным и научиться не опускать руки, когда что-то идет не так. Чтобы опубликоваться, есть масса путей, однако для каждого он, в действительности, индивидуальный, поэтому расскажу, как это было у меня.

Как ты пришел к решению начать писать статьи, и что стало для тебя мотивацией в этом процессе?

На первом курсе, когда для подготовки к семинарам к разным дисциплинам нам нужно было читать различные монографии, научные и публицистические статьи, я стал обращать внимание, что наши преподаватели там часто фигурируют как авторы, на тот момент меня это вдохновило. Мне интересовал тогда один вопрос: что нужно сделать, чтобы оказаться на их месте. Заручившись советами нескольких преподавателей и членов редколлегии журналов, я начал пробовать писать статьи сам. Количество приобретенных знаний и навыков стало перерастать в качество, я пробовал отправлять свои заметки в журналы, показывал их преподавателям и получал обратную связь. Сначала было много критических замечаний, но по-другому невозможно научиться. Затем появились положительные отзывы. Свою первую серьезную работу у меня получилось опубликовать со своим научным руководителем в журнале «Россия в глобальной политике».

Расскажи подробнее о процессе подготовки статьи

Для начала нужно определиться с несколькими моментами: что писать, куда писать и почему это должны прочитать. После этих шагов у всех авторов есть своя тактика и они ее придерживаются, но обычно это ознакомление с тем, что в целом написано по задуманной теме, создание плана статьи, написание основного текста, добавление фактуры и вычитка на предмет ошибок и лишних слов. Как правило, в конце придумываются названия, заголовки, и, в зависимости от типа работы, лиды (от англ. lead paragraph — ведущий или главный абзац. – Прим. ред.) или аннотации. Опытные авторы часто советуют давать почитать свои рукописи нескольким рецензентам разного уровня подготовки, чтобы получить независимую оценку.

Какие издания и каких авторов ты читаешь для поиска вдохновения в своей научной деятельности?

Затрагивая поиск источников, литературы и вдохновения, не могу не упомянуть любимых авторов и изданий. На русскоязычном пространстве я главным образом слежу за работами трех авторов: Астафьевой Екатериной Михайловной, Королевым Александром Сергеевичем и Канаевым Евгением Александровичем. Именно они больше всего пишут по тематике моих научных и научно-публицистических интересов. Также, говоря о зарубежных источниках, я регулярно читаю East Asia Forum, The Diplomat, Bangkok Post, Jakarta Post, The Strait Times, Contemporary Southeast Asia. Издания занимаются всеобъемлющим освещением политико-экономического климата в Юго-Восточной Азии, очень полезно порой сравнить взгляды авторов из разных регионов на одни и те же проблемы.

Какие лайфхаки для написания статей у тебя появились во время работы?

Как говорил персонаж из популярного мультфильма про древний Китай, «секретного ингредиента нет», а если он все-таки и существует, то об этом вам никто не скажет. Однако есть определенные вещи, которые могут сделать путь не таким тернистым. Нужно стремиться к обретению своего авторского стиля изложения мыслей, который будет выделять вас среди других, но это приходит со временем, ко мне, к примеру, до сих пор не пришло, на мой взгляд. Некоторых авторов, по крайней мере по своему региону, я могу идентифицировать, читая их тексты без имени — сразу виден их «почерк». Дополнительным «лайфхаком» можно считать новаторский подход к написанию статей, который выделит вашу статью из серой массы обычных и скучных, если проще — сделать то, что до вас еще не делали. Это повысит шансы на публикацию и материализуется в новые кирпичики в стену вашего авторского мастерства.

Юго-Восточная Азия и Сингапур, в частности — сфера твоего профессионального интереса. С чем связан выбор региона и государства?

Когда я поступал на первый курс, одним из самых употребляемых словосочетаний было «Поворот на Восток», конечно, это отчасти повлияло. Все говорили о Китае и перспективах отношений Москвы и Пекина, однако, пока нам рассказывали и о других регионах, меня заинтересовала Юго-Восточная Азия, которая, на мой взгляд, недополучает должного внимания. По воле случая в одном из книжных магазинов мне попалась книга Ли Куан Ю «Из третьего мира в первый», прочитав ее я в прямом смысле влюбился в эту страну и решил сфокусироваться на ее изучении.

Одна из твоих статей вышла в соавторстве с Александром Сергеевичем Королевым. В рамках учебного процесса на 3-ем курсе он ведет дисциплину «Научно-исследовательский семинар «Международная аналитика». Как этот курс способствовал процессу написания статей для журнала?

Курс дает большой стимул тем, кто хочет реализовать себя как автор, однако я думаю, что дело не столько в курсе, сколько в преподавателе. Александр Сергеевич, на мой взгляд, сейчас является одним из лучших в научно-публицистической нише, поэтому возможность перенять его опыт бесценна, ведь он делится с нами тем, что сам понял за пройденный путь становления автором. Но, так как курс невозможно оторвать от его преподавателя, стоит констатировать, что НИС помог мне по-другому взглянуть на написание статей, что и вылилось в совместную публикацию.

В данный момент огромной популярностью пользуются нейросети. По твоему мнению, можно и нужно ли их использовать при написании научных работ и почему?

Я думаю, что можно пользоваться всем с умом и нейросети здесь не являются исключением. ИИ (искусственный интеллект. – Прим. ред.) дает возможность быстро находить литературу и статьи по темам работы, делать точные массивные расчеты, где человек может допустить ошибку. К тому же, когда креатив и вдохновение временно покидает авторов, нейросети могут помочь подобрать нужный синоним, перефразировать какую-то часть текста или взглянуть на проблему с иной стороны, что может натолкнуть автора на новую идею. Таким образом, ИИ может быть верным другом автора.

Какое практическое значение имеют публикации в журналах для тебя сейчас и для твоей будущей карьеры?

Я думаю, что сейчас это больше про укоренение личной экспертности по региону и повышению узнаваемости. Вдобавок, публикации являются конкурентным преимуществом для поступления в магистратуру и, в целом, движения по академическому пути. Что касается будущей карьеры, сейчас сложно говорить, но не скрою, что меня порой привлекают карьерные треки, связанные с публицистикой, может быть когда-то мои работы понадобятся мне для резюме.

Три слова, чтобы описать твой опыт авторской деятельности

Вдохновение, аналитика, напористость.

 

Интервью подготовила: Турьянова Виктория, студентка 1 курса образовательной программы «Международные отношения».