• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Международные отношения»

«Верю, что образование – это ключ к свободе», – Лия Гонова о переходе в EdTech и аналитику

О карьерных возможностях Вышки, отличиях работы в стартапе от корпорации и преимуществах гуманитарного образования в аналитике рассказала выпускница мирового факультета Лия Гонова.

Расскажи о себе и своем пути

В 2022 году я закончила «Международные отношения» в Вышке. Выбор программы был сделан по любви: как экс-олимпиаднику, мне хотелось продолжать изучать языки и историю в бакалавриате. Еще мне было важно не ограничиваться выбранным направлением, и в первую очередь я рассматривала бакалавриат как период для экспериментов и поисков дела по душе. Вышка предоставила для этого все необходимое.

Ко второму курсу, насытившись жизнью студенческих клубов и участием в кейс-чемпионатах, я сделала первый шаг в профессиональный мир. Первым опытом был Changellenge>>, я стала амбассадором компании в университете.  В команде с амбассадорами из других вузов мы организовывали промо-мероприятия, воркшопы и представляли компанию на днях карьеры в ВУЗе. Программа стала отличным стартом для моей карьеры, потому что Changellenge>> – это центр возможностей для студентов вне зависимости от их сферы. Моим руководителем, например, была выпускница нашей программы, а теперь Head of Marketing  компании – Полина Шароватова. Так что международники повсюду!

Следующим шагом стало погружение в FMCG-индустрию – я прошла отбор на стажировку в Mars Wrigley в отдел категорийного менеджмента, где работала с любимыми брендами детства – Orbit, Snickers и M&M's. Мне доверили вести проект по оптимизации прикассового пространства для ритейл-сети «Магнит». Это был интересный и ценный опыт. Сегодня в магазинах приятно узнавать разработанные нашей командой кассы.

На четвертом курсе я прошла стажировку в качестве аналитика в команде B2B маркетинга в Ozon, Case Support в BCG, а также участвовала в стороннем проекте с экс-консультантами Big 3. Так за три года мне удалось «нырнуть» в разные индустрии и функции, поэтому к моменту выпуска точно понимала, что бизнес-аналитика и стратегия – то, к чему я испытываю искренний интерес. После небольшого перерыва на диплом и выпускной, я вышла на позицию бизнес-аналитика в EdTech-стартап Algorithmics Global. Уже около года я счастлива быть частью восхитительной команды, создающей международную школу программирования и математики. Сегодня мы работаем в 80 странах и ежемесячно обучаем более полумиллиона ребят.

Каким образом Вышка и программа помогли в развитии карьеры?

Во-первых, Вышка дала сильное окружение. Вокруг меня всегда были ребята, которые к чему-то стремятся, смело мечтают и создают. Такая среда естественным образом прививает схожие ценности, взращивая жгучий интерес к жизни, миру и его возможностям. А такой проактивный подход очень важен в профессиональном мире.

Во-вторых, программа приучила к самостоятельности. Моя близкая подруга, кстати, основательница крутейшей студенческой организации нашего факультета InsideOut Маша Никитина как-то сказала: «Чем больше делаешь, тем больше успеваешь». И это правда. Вышка воспитывает из студентов  «универсальных SWOT-бойцов», умеющих осваивать с нуля любой навык и выполнять задачи качественно, даже когда ресурс времени ограничен. 

Третьим пунктом я бы назвала возможность кастомизировать образовательную программу под свои интересы. Это одно из ключевых преимуществ программы «Международные отношения». За четыре года мы освоили не только базовые дисциплины, такие как всемирная история, иностранные языки, регионоведение, но и теорию игр, экономику и основы анализа данных. Полезным инструментом «добора» интересных предметов стал майнор. Например, на втором курсе я брала дисциплины департамента международного бизнеса, на третьем – менеджмента. 

Сложно ли дался переход из гуманитарной сферы в аналитику и edtech?

На самом деле, у меня не было цели «уйти в аналитику». Это скорее стало результатом процесса поиска своего дела и своих людей, поэтому переход произошел плавно. Но, безусловно, пробелы в технических навыках нужно было восполнять. 

Если говорить о переходе в сугубо техническую сферу, например, data engineering, то тут судить не берусь. Но у нас на курсе есть несколько ребят, которые успешно развиваются в этом направлении. Поэтому важно помнить, что можно стать кем угодно в любой момент времени. Вопрос скорее в количестве усилий, которые человек готов приложить для достижения цели.

Страшно ли начинать работу в стартапе? Чем она отличается от работы в корпорации?

Я ощущала скорее приятное волнение, чем страх, так как переход в стартап был очень тщательно обдуманным шагом. Решающих факторов было два. Первый – команда. Не было сомнений в профессионализме будущих коллег, каждый имел многолетний опыт в стратегическом консалтинге или IT-гигантах. Я знала, что смогу многому у них научиться, а значит, в перспективе принести больше пользы. Второй – искренний интерес к EdTech. Верю, что образование – это ключ к свободе, а технологии дают доступ к нему большему количеству людей. У меня уже был опыт работы с образовательным продуктом, так как на первых курсах я была преподавателем истории в Maximum Education. 

Особенности работы в стартапе – скорость, свобода и вместе с ней бóльшая ответственность даже для джуна. Важно умение обучаться на ходу, быстро погружаться в новые задачи, быть гибким, быстро адаптироваться к изменениям и не бояться проявлять инициативу.

Работа в корпорации, безусловно, имеет свои преимущества: от больших бюджетов на проекты и глубокой отраслевой экспертизы до щедрых корпоративных плюшек. Поэтому тут нет неправильного варианта. Есть тот, что подходит тебе. В конечном счете, размер компании не имеет значения, так как 95% времени ты проводишь внутри своей команды, поэтому в первую очередь важны совпадение по ценностям и реальный интерес к задачам.

Переход в IT неизбежен? Гуманитарные науки уходят в прошлое?

Нет. Обе сферы имеют свои преимущества и важность для общества, поэтому выбор профессии должен основываться на личных интересах и целях человека, а не определяться трендами времени. Разделение на гуманитарное и техническое направление мне кажется ограничивающим. Существует множество специальностей, которые стоят на стыке.

Только с опытом ко мне пришло понимание, что диплом «Международным отношениям» является моим преимуществом в работе бизнес-аналитиком. Благодаря нему я вижу задачи шире и нахожу нестандартные решения. Были и забавные случаи. Например, во время отбора в Mars, звонок с будущим руководителем завершился обсуждением реформы Совета Безопасности ООН. Решая кейс в рамках финального собеседования в Алгоритмику, я объяснила часть своего решения через теорию «Хартленда» Маккиндера. Пару недель назад во время экзамена по английскому языку на магистратуру технического профиля меня попросили порассуждать на тему того, как тренд на протекционистскую политику некоторых государств и разрушение цепочек поставок во время пандемии повлияли на глобализацию.

Советы студентам, которые хотят перейти в сферу IT и аналитики:

  1. Технические навыки не панацея. Когда речь идет о смене специальности, важны soft skills. Hard skills можно развить, четко определив количество нужного для этого времени, софты – это игра в долгую. Умение эффективно коммуницировать особенно важно для бизнес-аналитика, задачи которого часто требуют кросс-функционального взаимодействия, публичных выступлений. 
  2. Не забывать про студенческую жизнь. Активно погружаться в нее с первого курса. Карьерный центр Вышки проводит множество мероприятий для  профессионального развития студентов. Если ты понимаешь, что корпоративный и предпринимательский мир тебе ближе, – не упускай возможности, которые дает университет: кейс-чемпионаты, форумы, акселераторы, бизнес-клубы. Там можно найти единомышленников и расширить свою картину мира.
  3. Нетворкинг — это когда 1+1=11. Искренне верю, что главная ценность в жизни — люди. Дружеский совет и поддержка в сложной ситуации, где и кем бы ты не работал, порой помогут больше, чем профессиональный опыт. Но не стоит забывать и о силе слабых связей. Не раз именно такие знакомства влияли на мой профессиональный путь.

Интервью подготовила: Орлова Екатерина, 2 курс образовательной программы «Международные отношения»