• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
12
Июль

Елизавета Струкова об академической мобильности в Италии: «Огромное удовольствие получаю от общения, мне повезло с окружением»

В феврале Лиза уехала на академическую мобильность в Венецию (университет Ca' Foscari University of Venice), а теперь делится первыми впечатлениями с читателями. Также Лиза рассказывает о мобильность в своем телеграм-канале, всем заинтересовавшимся стоит подписаться (t.me/my_country_my_party).

Лиза, расскажи, пожалуйста, как ты оказалась на мобильности?

Я вряд ли смогу точно описать весь процесс подачи документов, подробная информация есть на сайте Вышки. К тому же, всё очень зависит от страны, в которую хотите поехать. Для Китая, например, могут быть одни требования, а для Европы совсем другие.

В первую очередь нужно поучаствовать в конкурсе на мобильность (об этом есть вся информация на сайте, им я регулярно пользовалась). В целом, необходимо вовремя подать документы, составить свой индивидуальный примерный учебный план. В учебном офисе объясняют, как его составлять: нужно заменить вышкинские предметы на какие-либо предметы из ряда тех, которые предлагает принимающий университет. Например, для «Внешнеполитического анализа» может подойти «Теория внешней политики». Также нужно проверить количество кредитов: их может быть больше, но не меньше, важно ориентироваться на нагрузку, которую сможете осилить. Потом пишете несколько мотивационных писем, они на самом деле не так важны, потому что оценивают преимущественно две составляющие: финансовую готовность (подтверждение готовности обеспечить себя в другой стране) и рейтинг. Рекомендационные и мотивационные письма играют меньшую роль.

Какой твой первый иностранный язык в Вышке? Можно ли попасть без итальянского?

Да, мой первый язык – немецкий, без итальянского можно обойтись. Более того скажу, что здесь есть люди, которые вообще без какого-либо дополнительного языкового образования, но английский у всех очень хороший. Без итальянского могут возникнуть некоторые сложности в бытовой части. Например, я была в копировальном центре, там девушка не разговаривала по-английски, но объяснить на пальцах количество листов, которые нужно распечатать, всегда можно.

Я думаю, дальше другие европейские страны будут тоже предлагать программы, которые полностью реализуются на английском. Я бы на свой страх и риск брала направление, которое полностью идет на первом языке, потому что я, например, не поехала в Германию, хотя была возможность отправиться туда и учиться полностью на немецком, но программ даже с частичной реализацией на английском не было. К третьему курсу у меня нет уверенности, что я могу хорошо понимать разные политические термины на немецком языке и разговаривать на семинарах по-немецки. Именно поэтому я выбрала Италию, здесь была наиболее англоориентированная программа.

Почему ты выбрала именно этот университет (Ca' Foscari University of Venice)?

У меня был очень узкий выбор. Многие европейские страны, за исключением Германии, Венгрии и Италии, отказались от сотрудничества с российскими вузами. В Венгрию я не хотела, в Германии, как я сказала ранее, обучение только на немецком, там очень трудно найти англоязычную программу. Поэтому я остановилась на Италии, предлагалось несколько университетов. Честно говоря, я достаточно случайно выбрала Венецию, здесь было много подходящих мне предметов. Чаще всего основная проблема именно в этом и заключается: подобрать максимально совпадающие предметы очень сложно. У нас образование достаточно разностороннее, здесь оно более общее, чаще всего с философско-гуманитарным уклоном. Именно из-за выбора предметов я остановилась на университете в Венеции.

Я не могу сказать, что это был идеальный выбор, как минимум с точки зрения условий жизни: здесь достаточно дорого и не очень хорошо развита инфраструктура. В более крупных, более урбанизированных городах (Милан, Рим, может быть Болонья) с этим, наверное, проще, но их в списке для выбора не было, или там были только технические специальности, или они были в другой волне.

Сразу скажу, что про волны я не смогу точно ответить, потому что я подавалась в первую волну и сразу прошла. Не знаю, что происходит на второй и третьей волнах подачи заявок. Почему, например, в моей первой волне была Венеция, а Болонья, которая считается лучше по гуманитарному образованию, была вообще в третьей волне, по какой градации это идет – большой вопрос.

Как ты добиралась? Были ли проблемы с получением визы?

Визу я получила очень легко. Прошлым летом я пыталась получить туристическую, мне отказали. Но в этот раз, поскольку ехать нужно не в сезон (для мобильности это обычно или осень, или зима), проблем не возникло. Визу дают в течение одной-двух недель – всё очень быстро и просто. Единственное, это дорого. Я потратила много на сбор документов, на нотариальное заявление, на оплату пошлин.

Билет тоже вышел недешевый. Сейчас нет прямых рейсов, у меня была пересадка в Стамбуле, и это был настоящий ужас. Повезло, что у меня была пересадка в 4 часа, 1,5 из них я просто пыталась понять, какой из выходов мне нужен. Там мало кто говорит на английском.

Нужно действительно быть готовым к таким ситуациям, продумать всё наперед, потому что в целом ориентация в пространстве и навигация здесь часто сложнее, чем даже сам учебный процесс.

Каковы были твои первые впечатления от страны, города, университета и учебы в целом?

Сначала мне всё не очень понравилось. Всё казалось каким-то очень маленьким по сравнению с Москвой, а также безумно дорогим, особенно в плане еды. Наверное, присутствовал даже некоторый шок. Но потом я освоилась. Очень много времени тратится на адаптацию в плане документов: большое количество бумаг требуется в принимающий вуз, в Вышку. Первый месяц я только этим и занималась, учёба часто уходила на второй план. На втором месяце мобильности я уже подружилась с ребятами, начала понимать, как общаться с итальянцами, установила комфортный распорядок дня, нашла библиотеки для занятий, у меня начались все классы. От самого вуза впечатления хорошие.

Насколько тяжело было найти жильё?

В целом, проблемы с этим не было, но если хочется найти дешевое жилье, то это уже трудно. Мой университет государственный, поэтому у них есть общежития, но на мобильность место почти нереально получить, потому что всё занято теми, кто учится там постоянно. Я живу не в общежитии от вуза, а скорее в хостеле-общежитии, это реализуется частной компанией, но университет спонсирует, поэтому цены на проживание у нас невысокие. Конечно, это не очень комфортно, поскольку комнаты маленькие, народу много, не всегда чисто, но жить можно. Для меня это было особенно непривычно, потому что я всегда жила дома, комнату ни с кем не делила, не училась вычищать пространство на кухне для 100 человек. Но у меня хорошая соседка, я быстро адаптировалась.

Насчет поиска жилья, лучше обращаться к вузу, они должны с этим помогать. В Италии в государственных вузах это чаще всего так работает. Они как минимум помогут найти наилучший вариант в плане соотношения «цена-качество».

Много ли ребят-иностранцев с тобой учится? Как вы общаетесь? Возможно, у тебя появились интересные мысли после взаимодействия с ними.

Действительно, мы много общаемся. Это, наверное, на данный момент самое лучшее в моей мобильности. Среда очень интернациональная (как и везде в Европе): я живу с девочкой из Израиля, в окружении есть девочки из Турции, Великобритании, мальчик из Чехии. Хорошо общаюсь с итальянцами, на многих мероприятиях пересекаюсь с ребятами из Центральной Азии, со всеми очень приятно коммуницировать, все с удовольствием учатся языку. Я не рискую обсуждать политику, только если меня об этом просят. Но целом здесь студенты аполитичные, приветливые, проблем не возникает. Получаю огромное удовольствие от взаимодействия с разными национальностями и культурами.

Насколько сильно учёба в Италии отличается от учёбы в Вышке? Возможно, есть какая-то специфика преподавания предметов нашей направленности?

Я всё-таки не совсем на программе «Международные отношения» (она есть, но скорее с уклоном в экономику и языки). Здесь нужно выбирать курсы, а не направления, т.е. какой-то предмет может быть от экономического департамента, другой – от лингвистического и т.д. У меня есть бухучет (смесь бизнес-английского и математики), на нашей программе в Вышке такой дисциплины нет. Из международных отношений у меня только один предмет – «Global History». Мы обсуждаем события всемирной истории более детально, есть интересные задания, например, нужно было сделать рекламу, которая ярко иллюстрировала эволюционизм. В целом, в этом предмете идет концентрация на XV-XVIII вв. На лекциях дается более общая информация: затрагивали особенности торговли в XVI в. и пр. Мне очень интересно, т.к. есть бэкграунд в истории, все знания хорошо накладываются друг на друга. Получается, что здесь акцент именно на углублении знаний: берем один период истории, рассматриваем его с разных сторон, мне такой формат нравится. В то же время считается, что весь остальной материал нужно изучать самостоятельно с помощью литературы, у меня на это времени почти не остается.

Семинары есть только на отдельных предметах, это решает сам преподаватель. При этом на лекциях в аудиторию тоже могут задаваться вопросы, иногда лекционный формат может резко смениться каким-то интерактивом. Главную роль играет экзамен, он есть по каждому предмету, проходит раз в модуль (т.е. примерно каждые 1,5 месяца). Иногда за посещения могут ставить «плюсики», также есть домашние задания.

Что тебе конкретно сейчас больше всего нравится на мобильности? От чего получаешь вдохновение, радость?

Я думаю, что, конечно, огромное удовольствие получаю от общения, мне повезло с окружением. Также радует возможность путешествовать. Здесь ездить действительно очень дешево. Я пока успела посетить только несколько пригородов Венеции, но это вопрос времени.

Говоря о путешествиях, еще могу сказать о студенческой организации Erasmus. Они организовывают поездки для иностранных студентов, но чаще всего речь идет о каких-то ближайших местах. Они помогают только со сбором студентов, могут подсказать, куда сходить. При этом, конечно, абсолютно все расходы мы покрываем самостоятельно.

P.S.: вообще говоря об оплате мобильности, отмечу, что студент сам обеспечивает перелет, проживание и т.д., бесплатным считается только само обучение. К этому важно быть готовым.

Три слова, чтобы описать твою академическую мобильность в Италии.

Пока прошло мало времени, но по нынешним ощущениям скажу так:

Опыт. Общение. Языки.

Языки, поскольку английский здесь действительно практикуется. Я бы посоветовала быть уверенным в своем английском, если есть намерение ехать на мобильность, потому что нужно не только понимать учебные предметы (кстати, большую роль играет акцент), но и быть готовым к обсуждению абсолютно любых бытовых моментов.

Интервью подготовила: Бахарева Мария, 1 курс образовательной программы «Международные отношения»