Научно-исследовательский семинар
Научно-исследовательский семинар предназначен для развития у студентов навыков академического письма и проведения самостоятельных исследований по международным отношениям. В течение года прорабатываются отдельные аспекты исследовательской работы, при этом на каждом году обучения постепенно усложняются требования к работам студентов.
На втором курсе студенты получают общее представление о том, как писать исследовательскую работу в области международных отношений и используемых методах. Основное внимание уделяется формулировке объекта и предмета исследования, гипотезы, исследовательского вопроса и работе с литературой и источниками. На третьем курсе акцент делается на проработке тем в рамках страновой и региональной специализации, а также детально изучается методология и теоретическая база исследований. На четвертом курсе аккумулируются и дополняются полученные ранее знания, внимание сосредотачивается на проработке аргументации собственных выводов, научной новизне исследования и его практической значимости.
Занятия включают в себя как лекции, так и семинары. Задания на семинарах ориентированы на развитие практических навыков по анализу текста, подбору источников, формулированию темы, исследовательского вопроса и т.д.
2 курс
Студенты учатся проводить самостоятельное исследование. В рамках НИСа изучаются особенности научного текста, разница между теоретическими и прикладными исследованиями, спектр возможных тем для исследований, определение актуальности работы, объект и предмет исследования, исследовательский вопрос, гипотеза, цели и задачи исследования, определение теоретической и методологической основы работы, работа с источниками и литературой, новизна и практическая значимость исследования.
По итогам курса студент должен научиться:
- формулировать тему, объект, предмет, исследовательский вопрос и гипотезу исследования;
- обосновывать актуальность темы;
- ставить цель и задачи исследования;
- составлять список литературы и источников по теме, правильно оформлять цитаты, ссылки и сноски (видеть разницу между плагиатом, парафразом и правильным использованием научной литературы)
- структурировать работу;
- логично и последовательно аргументировать выводы исследования
Форма отчетности:
Выполнение текущих практических заданий на семинарах, предоставление рецензии и введения к курсовой работе (сроки оговариваются преподавателем)
3 курс
НИСы ориентированы на региональную специфику. Основная задача – углубить знания по изученным на 2 году обучения вопросам, уделив особое внимание методам, теории, плане и стиле изложения, изучении источников и литературы (по региону).
По итогам курса студент должен научиться:
- самостоятельно выбирать методы и теоретическую базу исследования;
- составлять план исследования
- понимать значение темы в региональном контексте и использовать его для анализа темы;
- разбираться в ключевых направлениях исследований по выбранной теме знать основных авторов/школы авторов
- публично представить и аргументировать выводы исследования
Форма отчетности определяется преподавателем НИСа. Также предполагается устная предзащита.
4 курс
НИСы ориентированы на обобщение полученных знаний и детальную проработку каждой ВКР (НИСы представляют собой «защиты ВКР»). Акцент делается на теории, методах, научной новизне. Основное внимание уделяется комплексной проработке исследования и работе каждого студента над научно значимым результатом.
По итогам курса студент должен научиться:
- самостоятельно проводить полноценное научное исследование;
- использовать методы и теоретические знания для проведения анализа выбранной темы;
- делать обзор литературы, выделять уровень проработанности темы и собственного вклада в ее изучение
- понимать значение темы в контексте развития мировых и региональных трендов
- публично представить и аргументировать выводы исследования
- принимать участие в научной дискуссии по широкому кругу тем в международных отношениях
Форма отчетности определяется преподавателем НИСа. Также предполагается устная предзащита.
Примеры заданий для семинарских занятий:
1) анализ 10 русскоязычных, 10 англоязычных и 5 других иностранных авторов по теме;
2) конкурс на лучший исследовательский вопрос;
3) тренировка методов исследования: показать, как в конкретной теме может быть использован контент-анализ.
4) составление списка новостных источников/аналитических центров/ресурсов правительственных структур изучаемой страны или региона.
5) упражнения на совершенствование текста (корректировка формулировок, способы сокращения текста и др.).