«Главное – не бояться сложных тем»
В МИЭФ состоялись защиты выпускных квалификационных (дипломных) работ студентов 4 курса бакалавриата. В этом году свои работы защитили 132 студента, из них 49 человек – на «отлично». Наивысший балл (10 из 10) получили 6 студентов.
Мы решили поинтересоваться, как ребята выбирали темы своих работ, что планируют делать дальше и задали им 4 вопроса:
1) Как вы выбирали тему для вашей дипломной работы?
Павел Таранин, тема: «Эмпирический анализ пороговой функции полезности»:
Выбор темы я довольно долго обсуждал со своим научным руководителем Алексеем Беляниным, потому что изначально хотел написать эмпирическую работу с серьезной эконометрической моделью. Но так вышло, что в одном из направлений по исследованиям функций полезности существует множество теорий, но ни одна из них не протестирована эмпирически. Мне показалось, что эта тема может быть интересной для диплома, потому что эконометрический анализ подобного рода выходит далеко за рамки стандартных моделей и позволяет создать нечто действительно оригинальное.
Мария Маричева, тема: «Инвесторы-экстраполяторы с предсказываемым поведением и финансовые пузыри»:
Процесс выбора темы, наверное, оказался самым сложным этапом написания диплома. На четвертом курсе в качестве предмета по выбору я взяла «Теорию финансов», заинтересовавшего меня буквально с первой лекции, поэтому я и решила искать тему для диплома именно в этом направлении. Мой научный руководитель Дмитрий Макаров посоветовал изучить обзоры по таким направлениям как: asset pricing, behavioral finance, limits to arbitrage, market liquidity и так далее. Для того чтобы определиться с общим вектором работы, а затем уже подробно смотреть наиболее актуальные исследования в конкретной области и искать возможные перспективы для развития своей темы. В итоге я долгое время изучала теоретические и эмпирические работы, объясняющие появление финансовых пузырей. Меня больше всего заинтересовала модель в работе Барбериса (2015 год), которая показывала, что экстраполятивные ожидания инвесторов могут служить причиной возникновения финансовых пузырей. Я нашла один из основных недостатков данной модели и попыталась построить собственную модель, которая бы устранила эту проблему.
Ангелина Костырина, тема: «Победители и проигравшие в гонке санкций»:
С названием для работы я определилась довольно быстро. Хотя сначала я хотела её назвать Game of Sanctions, но не была уверена, что эту игру слов оценят. Мой научный руководитель Лука Джельсомини советовал взять более конкретную тему, изначально я думала создать модель, которая бы объясняла вероятность успеха санкций, но, в конце концов, остановилась на количественном измерении потерь от продовольственного эмбарго.
2) С какими трудностями вам пришлось столкнуться при выполнении работы?
Павел Таранин
Возникла проблема при создании кода для эконометрической модели, около месяца я потратил на то, чтобы разобраться, почему написанный мною для статистической программы код, не дает оценок модели. А без кода я не мог приступить к эксперименту. Благодаря научному руководителю и собственным поискам в сети я устранил ошибку в коде, программа все считала, но эксперимент и саму работу я успел доделать впритык.
Мария Маричева
Поиск самой темы был для меня тяжелым испытанием, но нехватка времени для работы над моделью – самая большая проблема. В середине мая, в самый разгар лондонских экзаменов, выяснилось, что у моей старой модели просто нет решения. Пришлось кардинально менять подход и переделывать все практически с нуля. С учетом плотного графика во время внешних экзаменов, строить модель заново было крайне тяжело.
Ангелина Костырина
Во время написания диплома ты как никогда сталкиваешься со спецификой учёбы в МИЭФ: ты должен быть чрезвычайно самостоятелен. Не будет домашних заданий и промежуточных экзаменов, которые помогают обнаружить пробелы в знаниях. И далеко не все научные руководители будут ждать, пока ты обратишься к ним за помощью. В первую очередь, от студента ждут результата и умения самостоятельно решать возникающие проблемы.
3) Что бы вы посоветовали учесть будущим дипломникам МИЭФ при подготовке их ВКР?
Павел Таранин
Мой опыт по написанию диплома в сжатые сроки был для меня интересным и полезным, но будущим дипломникам я советую, во-первых, как можно раньше определяться с темой и хотя бы примерно понимать, какие шаги необходимо пройти для реализации своих замыслов. Для меня эти шаги заключались в создании эконометрической модели, дизайна эксперимента, проведение пробного эксперимента, написание кода для оценки данных и его проверка на данных пробного эксперимента, проведение в конце работы итогового эксперимента. Второй совет – активно общайтесь со своим научным руководителем. Он может помочь найти тему, избежать определенных ошибок, предложить интересный анализ, особенно если работа – эмпирическая. И последний совет – не стоит бояться брать сложные темы и использовать продвинутые методы анализа. Диплом по сложной теме, если он, конечно, хорошо написан, выгодно смотрится в глазах комиссии и рецензента, что значительно увеличивает шансы получения высокой оценки.
Мария Маричева
Прежде всего, я бы посоветовала ответственно подходить к выбору темы, так как диплом – это большой объем работы, который сопровождается постоянной нехваткой времени и трудностями, возникающими во время разработки модели. Именно поэтому тема должна быть действительно интересной, иначе вероятность успешно закончить работу будет крайне низкой. И еще, конечно, грамотно планировать свое время, отбросить желание отложить все на последний момент.
Ангелина Костырина
Самый главный совет – найти баланс между здоровым страхом перед неудачей и полной апатией. Диплом – это серьезно, и подходить к нему спустя рукава, надеясь на отличную оценку, нельзя. Лично мне помогло общение с большим количеством преподавателей. В процессе написания диплома я не ограничивалась только советами своего научного руководителя, но общалась со всеми, кто, так или иначе, связан с темой моей работы. Например, неоценимый вклад в написание моего диплома внесла Наталья Турдыева, хотя она не была моим непосредственным руководителем. Мой совет – внимательно отнеситесь к преподавательскому составу МИЭФ, эти люди могут дать не только ценное замечание, но и велика вероятность, что они окажутся вашими рецензентами или членами комиссии. А понять и оценить работу, о которой что-то известно заранее, гораздо проще.
4) Каковы ваши дальнейшие планы?
Павел Таранин
В этом году я еду в магистратуру MSc Financial Economics в University of Oxford.
Мария Маричева
Последний год в МИЭФе был для меня особенно интересным в плане изучаемого материала, так как в программе практически все курсы были связаны с финансами. Так что я решила, что хочу продолжить обучение в этом направлении и в следующем учебном году уезжаю в магистратуру MSc Financial Economics в University of Oxford.
Ангелина Костырина
Следующий год я проведу во Франции на программе Masters in International Finance в HEC Paris. После этого планирую построить карьеру в сфере банковской деятельности.
Анастасия Чумак, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ