«Чтобы преуспеть в учебе, стоит вырабатывать в себе усидчивость и высыпаться»
Евгений Баранов в 2016 году окончил бакалавриат МИЭФ с красным дипломом и поступил на программу PhD Economics в University of California, San Diego, где сейчас ведет исследования в области микроэкономики. В интервью Евгений рассказал, как совмещать математику с серфингом, добывать преподавательские рекомендации и налаживать академический нетворкинг.
- Как вам удалось окончить МИЭФ с красным дипломом и какие навыки вы считаете ключевыми в достижении успеха в учебе?
Честно, до четвертого курса я не осознавал, что иду на красный диплом, потому что никогда не ставил себе такой цели. Чтобы хорошо учиться в МИЭФ в большинстве случаев достаточно всегда делать домашки, перечитывать лекции и прорабатывать прошлые экзамены так, чтобы не оставалось белых пятен. Звучит просто, но для многих по сравнению со школой это оказывается трудной задачей — там на уроках материал разжевывают, тут же приходится больше учиться самостоятельно и быть инициативным в получении знаний. Мой опыт показал: чтобы преуспеть в учебе, стоит вырабатывать в себе усидчивость и, несмотря на большие объемы знаний, — высыпаться, потому что сонный мозг на лекциях — совсем не продуктивное вещество. Важно сразу найти баланс между нормальными темпами обучения и экстремальными.
- Что для вас послужило толчком к тому, чтобы выбрать академический трек?
Как правило, студенты смотрят на свое образование очень утилитарно, сейчас время практиков. Это оправдано — без опыта и тем более без высшего образования крайне сложно устроиться на работу, даже если по сути для выполняемых обязанностей это образование и не нужно. Но если говорить о науке — то однозначно, она не для всех. Исследования нужно любить, и в бакалавриате, как правило, студенты уже выбирают между нравится/ не нравится и могут выстраивать дальнейшее обучение более прицельно. Степень PhD тем более не обязательна, если вы планируете только преподавать. Я же изначально понимал, что продолжу учиться после МИЭФ, но окончательным толчком к получению PhD послужил опыт обучения по обмену в Голландии, где я познакомился с местными PhD-студентами.
В Вышке и в МИЭФ в частности хорошо развита программа академической мобильности. На третьем курсе можно съездить куда-нибудь на полгода. С одной стороны, это усложняет тебе жизнь — ведь весь пропущенный в МИЭФ материал придется осваивать самому, но с другой стороны это отличный жизненный опыт.
- Сколько вузов вы рассматривали для поступления и на какие делали ставку?
Я сразу понимал, что не нужно делать ставку только на ведущие вузы. Несомненно, подавать в них документы нужно — кто знает, всегда может повезти, но стоит также подстраховаться с разных сторон. Я подавал в 10 вузов: один из топ-6, четыре из топ-15, остальные пониже. UCSD был из второй категории. Разброс объясним: например, можно получить отказ, если вуз вдруг решит, что ты для них слишком квалифицирован. Да, такое случается с крутыми профи не только при приеме на работу, но и в вузах.
Калифорнийский университет в Сан-Диего (University of California, San Diego) — научно-исследовательский университет в США, основанный в 1960 году, а в 2009 году занявший 14-е место в академическом рейтинге университетов мира. В университете работают восемь лауреатов Нобелевской премии, три обладателя Национальной научной медали США и один обладатель Пулитцеровской премии.
- На чем именно стоит делать акцент при подаче заявки, чтобы бы привлечь к себе внимание среди массы конкурентов?
В большинстве случаев, вся заявка состоит из нескольких документов: результатов экзамена по английскому, GRE, транскрипта с оценками из университета, мотивационного письма, рекомендаций и серьезных научных работ (если такие имеются). Если это не Гарвард, то научных работ у большинства поступающих не потребуют. Получается, что только мотивационное письмо и рекомендации отличают кандидатов друг от друга. Поэтому оказывается важным субъективное мнение о тебе от рекомендателя — то есть социальный портрет помимо представления тебя как студента-отличника. И чем более разносторонними будут рекомендации, тем лучше. Думаю всем заинтересованным в поступлении в аспирантуру обязательно нужно общаться с профессорами на эту тему — поверьте, никто не согласится писать рекомендации, если попросить об этом за неделю до дедлайна.
- Как к поступлению на PhD готовит студента МИЭФ?
Самым полезным является программа ARP, которая началась на последнем курсе. По мере работы ты пробуешь получить из своей курсовой что-то похожее на научную публикацию. Исследования ведутся под руководством преподавателей со степенью PhD. Это также курсы, семинары, консультации. Написанную в рамках ARP работу можно будет приложить к своей заявке для PhD, но само общение с профессорами оказывается не менее важным. Так они смогут увидеть тебя в деле, передать свой опыт, оценить твой потенциал как будущего исследователя и написать более детальные рекомендации.
- Об ожиданиях и реальности: как проходила адаптация к новому вузу? Что показалось новым, необычным?
Разумеется, после МИЭФ не было никаких трудностей с языком. С адаптацией к учебе в UCSD у меня была только одна проблема: обычно в России при такой погоде каникулы.
Сама система обучения в первый год несколько похожа на МИЭФ – много объемных заданий и большая свобода в поиске и освоении материалов.
Каждую неделю проводятся семинары, где разбираются задачи по пройденному на лекциях материалу. Также у каждого профессора есть офисные часы, когда любой может прийти к нему с интересующим вопросом. Как и в МИЭФ, профессора открыты и готовы помочь с непонятным материалом. А вот атмосфера несколько отличается от Вышки — здесь есть общий кампус. Он огромный. И если проводится какое-то студенческое мероприятие, часто можно встретить и филологов, и врачей, и музыкантов, и, на мой взгляд, такая среда особенно полезна не только с точки зрения общей социализации, но и для академического нетворкинга.
В UCSD можно записаться на курсы с других департаментов или просто приходить на лекции вольным слушателем. Экономисты очень любят брать курсы с департамента математики. А после математики можно попробовать заняться серфингом или гольфом.
- Какие навыки работают на этом уровне обучения, что ценят в студенте преподаватели?
Самый важный навык на первом курсе PhD программы – умение учиться. Нужно принять факт, что ты еще много чего не знаешь, и понять, какими путями эти знания получить. Остальное лишь дело времени. Как и везде, преподаватели любят, когда им задают глубокие и важные вопросы, да и вообще вопросы, любознательность для ученого — ключевой навык на любом уровне. Исследования вообще начинаются с вопросов. Мне нравится, что в UCSD нет системы рейтингов, то есть все могут как сдать предмет, так и завалить его. В этом случае отсутствует явная конкуренция между студентами, что мотивирует всех общаться друг с другом и поддерживает более здоровую атмосферу. В дальнейшем из таких вот дружеский обсуждений рождаются совместные научные статьи и проекты.
- Есть ли академическая «точка невозврата» или студент PhD все еще может рассчитывать на приложение знаний в какой-то компании?
В первую очередь PhD степень направлена на исследования, и не все исследования являются прикладными. Тем не менее, экономисты в определенных областях востребованы также и вне академической сферы и получают офферы, например, из Amazon или Big-3.
Но в большинстве своем студенты уже работают на университет. Либо как Research Assistant для одного из профессоров, либо как Teaching Assistant. Для международных студентов это хорошая материальная поддержка
- В рамках какой темы ведете исследования?
Я занимаюсь микроэкономической теорией, в частности теорией принятия решений.
- Как видите свое дальнейшее развитие?
У меня еще 4 года для подготовки к выходу на академический рынок труда, так что пока сложно говорить о дальнейших перспективах. Главной целью будет написание диссертации, также не буду забывать о нетворкинге – сейчас без соавторов очень сложно. Возможно попробую себя в смежных областях, например, в теории игр. Из мини-целей не связанных с наукой, хочу встать на серф и продолжить защищать честь UCSD на турнирах по настольному теннису.
Кстати, если судить по последней Нобелевской премии, то экономисты начинают признавать поведенческую и экспериментальную экономику. Возможно, в МИЭФ стоит ввести курс Алексея Владимировича Белянина как обязательный.
Соня Шпильберг, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ